Вопросы расширения полномочий парламента

Какова экспертная оценка конституционной реформы на текущий момент? Какие меры приведут к качественному и содержательному наполнению реформы и реальному усилению парламента? 8 февраля аналитическая группа «Кипр» и Центр политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан» провели в Алматы круглый стол «Вопросы расширения полномочий парламента в рамках конституционной реформы».

Стартовавшая конституционная реформа вновь актуализировала вопросы эффективного устройства политической системы в Казахстане, сбалансированного взаимодействия не только ветвей власти друг с другом, но и органов власти с населением страны, интересы которых представляет парламент – высший представительный и законодательный орган страны.

В настоящее время очевидна доминирующая позиция исполнительной власти, которая инициирует изменения в законодательстве в большем объеме и с большей частотой, чем парламент. Имевшие место ситуации с недовольством населения предлагаемыми законодательными нововведениями (земельные поправки, временная регистрация) дают основания констатировать системную нехватку реального учета интереса рядовых граждан страны, недостаточную реализацию представительных функций парламента.

Инициатива, нацеленная на усиление роли парламента, положительно оценивается экспертами и представителями гражданского общества. В то же время они констатируют их декоративный характер – предложенный проект поправок в Конституцию показывает, что полномочия парламента расширятся незначительно, в рамках консультативного формата или с незначительными изменениями норм, содержащихся и в действующей редакции основного закона.

Директор Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан» Юлия КУЧИНСКАЯ подчеркивает цель конституционной реформы – построить более эффективную, устойчивую, современную систему управления страной. «Под этим, конечно, понимается четкое взаимодействие всех ветвей государственной власти на основе системы сдержек и противовесов. Главное: баланс должен быть соблюден».

Сильная президентская власть, авторитетный парламент и эффективное правительство – три столпа конституционной реформы.

Для президента приоритетами по-прежнему остаются стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти.

Парламент, по словам Юлии Кучинской, станет обладать более широким кругом полномочий. К примеру, упрощается порядок освобождения от должности конкретных министров в случае неисполнения ими законов. Предлагается исключить из Конституции нормы, дающие возможность президенту принимать указы, имеющие силу закона, а также делегировать парламентом президенту законодательные полномочия. Действующий порядок назначения премьер-министра предлагается сохранить, но Мажилис будет включен в процесс освобождения от должности членов правительства.

В свою очередь, правительству предлагается передать следующие президентские полномочия: утверждение государственных программ, единой системы финансирования оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет госбюджета, образование, упразднение и реорганизация центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства, назначение и освобождение от должности их руководителей. Премьер-министр отныне будет докладывать не только президенту, но и Мажилису об основных направлениях деятельности правительства и обо всех его важнейших решениях. Тем самым будет установлена безусловная ответственность правительства перед парламентом.

Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей ЧЕБОТАРЕВ обозревает вероятные общие итоги конституционной реформы-2017. Это сохранение президентом ключевых механизмов влияния в политической системе страны при дистанцировании от отдельных вопросов в работе правительства, сохранение парламентом своего текущего статус-кво с новыми небольшими возможностями для воздействия на правительство, расширение полномочий правительства в организационно-кадровых вопросах, усиление ответственности правительства за разработку и исполнение государственных программ. По словам Андрея Чеботарева, пакет мер по конституционной реформе-2017 следует дополнить следующими пунктами:

— введение смешанной системы формирования Мажилиса Парламента с избранием 50% депутатов по партийным спискам и 50% – по одномандатным округам;

— отмена положения Конституции РК, предусматривающего обязательное положительное заключение правительства на законопроекты, разработанные парламентариями;

— наделение парламента и его палат правом и механизмами проведения парламентского расследования в отношении любых должностных лиц исполнительных органов по серьезным основаниям;

— установление четких оснований для роспуска президентом парламента (например, неоднократное отклонение парламентом предложенной кандидатуры премьер-министра).

Параллельно с конституционной реформой-2017 следует провести реформы избирательной и партийной систем, системы местного государственного управления – в сторону усиления маслихатов и подотчетности акимов всех уровней, местного самоуправления – в сторону его выделения из системы госуправления и создания дееспособных институтов, а также реформу квазигосударственного сектора.

Предложения к ПЗРК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» по итогам экспертного обсуждения

Презентация Андрея Чеботарева «Конституционная реформа-2017. Особенности и перспективы»

Выступление Юлии Кучинской «Поправки в Конституцию. Логика перемен»

Стенограмма экспертного обсуждения

Все фото (213 МБ)

FacebookVKGoogle+