«Синий кит» в игре против детей, сетей и общества

Какую оценку дают эксперты «группам смерти» в социальных сетях? Как научить подростка противостоять негативной информации? Связаны ли подростковые суициды и доступ к соцсетям, и к каким последствиям может привести необдуманное ограничение этого доступа по всей республике? Какие меры способствуют реальному снижению количества суицидов и психологическому оздоровлению общества? 28 февраля аналитическая группа «Кипр» и Фонд Сорос-Казахстан провели в Алматы экспертное обсуждение «Синий кит» в игре против детей, сетей и общества».

В последние месяцы Казахстан столкнулся с проблемой так называемых «групп смерти» в социальных сетях, в основном во «Вконтакте» – на слуху названия «Синий кит», «Тихий дом», «Я в игре» и т.д. Истории суицидальных игр подростков в соцсетях широко обсуждаются в СМИ, обществе и тех же сетях родителями, психологами, педагогами. Оперативные меры приняло и государство: решением суда заблокированы определенные «паблики», МВД начало расследование. Все заинтересованные стороны высказались, отреагировали, обозначили позиции и т.д. Всё по законам жанра. Но остается открытым вопрос: что дальше?

Информационная волна вокруг сетевых суицидальных подростковых игр актуализировала круг системных проблем и вопросов: во-первых, острую и перманентную проблему подростковых самоубийств. По данным ВОЗ, Казахстан прочно занимает высокие позиции среди стран с высоким уровнем самоубийств как среди взрослого населения, так и среди подростков. Во-вторых, несмотря на декларируемую ценность семьи, по факту высокий уровень суицидов, социального сиротства детей и стариков, неблагополучных семей и разводов говорит о процессе деградации института семьи. В-третьих, происходит подмена понятий – под предлогом защиты детей и подростков звучат предложения по ограничению работы всех социальных сетей и доступа к интернету, что, безусловно, не даст положительного результата, но ограничит право граждан республики на свободу информации.

Детский психиатр отделения детско-подростковой психиатрии, к.м.н., врач высшей категории, координатор программ по суицидологии Республиканского научно-практического центра психического здоровья Сергей Скляр считает, что причины суицидального поведения многообразны, и в первую очередь это стресс, депрессия и употребление психоактивных веществ. Интернет-пространство может быть одним из факторов суицида, но он не является основным. На сегодня нет случаев доказанной связи между «Синим китом» и совершенными суицидами. А медийная подача проблемы «групп смерти» скорее усугубляет ее, чем позволяет решить. Специалист призывает родителей: «Обратите внимание на ваших детей – они ждут этого. Среди конкретных рекомендаций: если у вашего ребенка наблюдаются значительные изменения в поведении, успеваемости, посещении школы, если он потребляет алкоголь или наркотики, курит, у него появляются депрессивные мысли, всё это может быть первыми признаками стресса и суицидального риска».

Резюмируя свое выступление, Сергей Скляр подчеркивает: «в Казахстане принята программа превенции суицидов среди подростков, следующий шаг – принятие мер по превенции среди взрослых, которые совершают суицид чаще, чем подростки».

По мнению директора Международного центра журналистики MediaNet Адиля ДЖАЛИЛОВА, государство перманентно ищет поводы ужесточить регулирование информационной среды – будь то подростковые суициды/«Синий кит», экстремизм либо что-то еще. «Попытки зарегулировать сеть, особенно наиболее свободный интерактивный сегмент – на фоне ожиданий транзитного периода – вполне понятен. Однако именно государство в итоге рискует повысить оффлайн-протестность, зажимая свободу слова в сети и мешая обществу «выпускать пар» в тех же социальных сетях. Чрезмерное регулирование, как известно, также провоцирует рост правового нигилизма, поиск «обходных маневров», также радикализирует общество». Кроме того, считает Адиль Джалилов, именно социальные сети позволяют обществу и государству своевременно реагировать на проблемы, решать их.

Чтобы принимать адекватные и эффективные решения, касающиеся, к примеру, снижения вредного влияния веб-контента либо снижения подросткового суицида (и вообще все важные решения), необходимо проводить тщательный компаративный анализ зарубежных кейсов. И эти сравнения нужно не подгонять под уже имеющееся решение, такие исследования должны проводить независимые think tanks.

Специалист уверен: нужно опираться не на узковедомственные интересы, а на целесообразность – пример с тотальной регистрацией очень иллюстративен. «В случае с «Синим китом» и аналогами достаточно принимать точечные меры и использовать лучший зарубежный опыт: к примеру, британскую программу по повышению мотивации детей к чтению, финский опыт по реформированию образования, финский же опыт по снижению числа суицидов».

Депутат Мажилиса Парламента РК, педагог с большим стажем Ирина Смирнова констатирует: «Министерство образования и науки за чередой бесконечных реформ и инициатив не видит ни конкретного ребенка, ни учителя». В вопросе детско-подростковых суицидов и информационного влияния важно понимать следующее: человеческая цивилизация вступила в информационную эпоху, в «информационном обществе» важны навыки и компетенции работы с информацией, но система образования на эти глобальные изменения не реагирует. Надо ставить вопрос об обучении школьников работе с информацией, возможно, в рамках существующих предметов, к примеру, информатики – тем более нынешние содержание и подходы к преподаванию устарели, не отвечают требованиям времени.

Важны навыки критического анализа, противодействия манипуляциям и информационной гигиены. «Мы учим детей мыть яблоки и груши перед едой, не употреблять грязную пищу, но не учим основам информационной гигиены – уметь различать и остерегаться опасной информации. Уроки информатики ответов на эти вызовы не дают».

Кроме того, по мнению депутата, важно поднять статус и заработную плату социальных педагогов и школьных психологов. Сегодня они работают в школах как подсобные рабочие, выполняя массу непрофильных функций. С заработной платой в 36 000 тенге говорить о профессионализации и развитии не приходится. С такой оплатой труда сложно ждать прихода в школу успешных выпускников факультетов психологии и соцработы. Ожидать, что классный руководитель сможет профессионально отреагировать на поведение ребенка тоже не всегда возможно, т.к. это учитель какого-либо предмета, а нагрузка классного руководителя – дополнительная, с оплатой 5 000 тенге в месяц за работу с 30-40 учениками.

«Учитель чаще всего действует в соответствии со своими собственными представлениями, жизненным опытом, т.к. знания психологии не имеет. Нужно всю деятельность выводить на профессиональный уровень: учитель должен иметь возможность перенаправлять ребенка специалисту-психологу или соцработнику для обеспечения профессионального взгляда на возникшую ситуацию, а не своего субъективного», – заключает Ирина Смирнова.

Президент Центра анализа и расследования кибератак Олжас САТИЕВ наиболее действенными и эффективными мерами предупреждения вступления подростков в «группы смерти» называет следующие:

— таргетированная контекстная реклама предупреждающего характера, в том числе в самих социальных сетях;

— выпуск методических рекомендаций для учителей информатики и психологов средних и средне-специальных учебных заведений по вопросам снижения уровня подверженности атакам социального типа через интернет;

— проведение тренингов, лекций, иных мероприятий в учебных заведениях, особенно среди уязвимого контингента – детей из неполных и неблагополучных семей, воспитанников детских домов, интернатов;

— популяризация и проведение систематической работы по обучению правилам и навыкам поведения в социальных сетях и интернете в рамках внеклассной работы.

Учитывая комплексную природу суицидального поведения, профилактика суицидов в детско-подростковой среде должна реализовываться через системную работу с психологическим состоянием всего населения, считают эксперты-участники обсуждения. Это меры по восстановлению роли института семьи в воспитании детей, формирование доверительных отношений между детьми и родителями. Превентивные меры должны приниматься в отношении конкретных интернет-ресурсов с опасным для детей и подростков контентом, но не в отношении всех информационных ресурсов и сетей.

Видеозапись обсуждения:

###

Презентации спикеров:

Сергей СКЛЯР. Суициды и инфополе: проблемы и решения

Адиль ДЖАЛИЛОВ. ЦЕЛЕсообразность и ЦЕНности

Стенограмма экспертного обсуждения

Скачать все фото

По всем вопросам обращайтесь: Алмас Садыков, +7 701 6136622, 6136622@gmail.com

FacebookVKGoogle+