Эффективность квазигоссектора: вопросы и предложения

Видеозапись обсуждения:

Как добиться эффективности и прозрачности квазигосударственного сектора, а также его подотчетности по управлению активами, которые принадлежат, в том числе, обществу? Аналитическая группа «Кипр» и Фонд Сорос-Казахстан провели в Алматы экспертное обсуждение «Эффективность квазигосударственного сектора: вопросы и предложения». Мнения участников дискуссии сводятся к следующему. За счет так называемой «трансформации» не были решены вопросы эффективности работы, непрозрачности и качества принимаемых решений в квазигосструктурах. Нацкомпании не стали конкурентным преимуществом национальной экономики. Наоборот, квазигоссектор ежегодно в том или ином виде дотируется из бюджета и Национального фонда через пополнения уставного капитала, бюджетное кредитование и т.д. Результатами деятельности на протяжении последних лет становятся убытки, снижение рентабельности и дивидендов, выплачиваемых собственнику – государству. Помимо общей неэффективности, по мнению экспертов, квазигосударственный сектор создает серьезные риски для денежного рынка.

 

Несмотря на значительный объем квазигоссектора в экономике, в самом секторе остается нерешенным ряд вопросов, что дает неудовлетворительные показатели и поводы для критики. По данным Комитета статистики, национальные компании завершили финансовый 2016 год c убытком в 21,4 млрд. тенге и уровнем рентабельности –4,9%. В заключении на отчет правительства об исполнении республиканского бюджета на 2016 год председатель Счетного комитета указал на снижение числа прибыльных субъектов квазигоссектора за последние три года, отметил проблемы оценки эффективности функционирования юридических лиц с госучастием, связанные с отсутствием сводных статданных о развитии и финансовых результатах в секторе. В результате в бюджет поступает недостаточно дивидендов, при этом сохраняется практика выделения субъектам квазигоссектора средств из республиканского бюджета и Национального фонда. Однако подобные оценки даются постфактум и не содержат разъяснений причин сложившейся ситуации.

По данным директора ОФ «Zertteu Research Institute» Шолпан Айтеновой, из 162 млрд тенге, запланированных в 2017 году в республиканском бюджете на покупку финансовых активов, 92% пойдет на пополнение уставных капиталов различных государственных АО. Дополнительное финансирование от государства квазигосударственный сектор получит через бюджетной кредитование. Из 184 млрд тенге бюджетных кредитов для АО с участием государства, запланированных в республиканском бюджете на 2017 год, 63% получит АО НУХ «Байтерек».

Анализ показывает наличие ряда системных проблем. Не определена и не разграничена ответственность за результаты деятельности компаний квазигоссектора между государством – как собственником и регулятором – и компаниями, управляющими госактивами. Объемы бюджетного финансирования не привязаны к финансовым результатам работы субъектов сектора, к их эффективности. Оценка прозрачности и раскрытия информации 37 национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и нацкомпаний показывает формальное отношение субъектов к отчетности. При этом отчеты адресованы в основном регулирующим госорганам и инвесторам, нет системы подотчетности перед Парламентом и общественностью. Анализ реализации подзаконных актов в сфере мониторинга и оценки эффективности управления в квазигоссекторе демонстрирует зарегулированность сферы, дублирование, неработающие многосложные процедуры оценки, смешение оценки эффективности управления квазигоссектором и госсобственностью.

По словам эксперта, необходимо определить уполномоченный орган по мониторингу и оценке квазигосударственного сектора, а не государственного имущества. Формировать портфель государственных компаний нужно не по правовой форме, а по назначению, а прозрачность деятельности государственных компаний обеспечить независимо от правовой формы.

Директор департамента аналитики GreenPoint Данияр Куаншалиев, рассуждая о доле квазигосударственного сектора в экономике Казахстана, констатирует: «анализ на примере стран ОЭСР показывает, что высокий уровень госрасходов в экономикие ведет к более низкому коэффициенту роста ВВП». По его данным, доля активов нацхолдингов в ВВП РК с годами повышается: «Квазигосударственный сектор «раздувается» из года в год как в относительных, так и абсолютных цифрах. В 2008 году активы нацхолдингов составляли 47% от ВВП – 7,5 трлн тенге. Сегодня эти цифры составляют 59,7% от ВВП – 27,5 трлн тенге.

Растет и количество госслужащих. Их оценочное количество за последнее время выросло на 4% в общей доля занятого населения, с 19,2 до 23,2%. В реальном выражении – с 1,56 до 1,96 млн человек.

В целом, по мнению Данияра Куаншалиева, квазигосударственные структуры, фактически являясь элементом государственных органов, являются аккумулятором неэффективности госуправления. За счет так называемой «трансформации» не были решены вопросы непрозрачности и качества принимаемых решений в квазигосструктурах. Эти структуры в лице огромных, неповоротливых управляющих компаний не стали конкурентным преимуществом национальных компаний.

Директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев считает, что помимо общей неэффективности квазигосударственный сектор создает серьезные риски для денежного рынка. На 1 июля 2016 года 5,4 трлн. тенге временно свободных денежных средств квазигоссектора были размещены на счетах банков второго уровня Казахстана. Значительная часть этих средств сформирована за счет средств республиканского бюджета и НацФонда через пополнение уставного капитала, кредитование и выпуск облигаций. За последние 10 лет квазигоссектору было выделено свыше $34 млрд.

Таким образом, бюджетные средства размещаются квазигоссекторм на счетах в банка, банки имеют избыточную ликвидность, которую Нацбанк вынужден стерилизовать посредством выпуска нот, завышая базовую ставку, поскольку справедливо опасается, что этот «денежный навес» может уйти на валютный рынок.

Директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Каппаров уверен: «В период высоких цен на нефть государственные компании бесконтрольно тратили огромные деньги на инфраструктурные проекты, покупку зарубежных активов и социальные проекты. Для финансирования этих расходов государственные компании агрессивно занимали за рубежом и внешний долг квазигосударственного сектора вырос до 23 млрд долларов США. После падения цен на нефть крупнейшие государственные компании оказались не в состоянии выплачивать внешний долг и обратились за помощью к государству».

Компания Казмунайгаз, по данным Каппарова, получила 4 млрд долларов США из Национального Фонда, компания Казахстан Темир Жолы – 50 млрд тенге из ЕНПФ. Таким образом, внешний долг государственных компаний является по сути «невидимым государственным долгом», а за низкую эффективность менеджеров государственных компаний приходится платить всем гражданам Казахстана.

Неэффективность квазигосударственного сектора стала одной из ключевых тем прошедшего 19 июня совместного заседания палат Парламента РК. К слову, из обширного списка приглашенных к участию в обсуждении на площадке аналитической группы «Кипр» представителей министерств, ведомств, госхолдингов и нацкомпаний никого не было. Что как нельзя лучше подтверждает тезис о необходимости эффективности, подотчетности и прозрачности работы центральных государственных органов в вопросах управления государственными активами и работы национальных компаний. Более того, это не соответствует курсу на формирование эффективного и подотчетного государства, обозначенному главой государства в программном документе «100 шагов по 5 институциональным реформам».

Презентации спикеров:

1. Ш.Айтенова. «Квазигосударственный сектор: прозрачность, подотчетность эффективность» (результаты исследования).

2. Р.Ошакбаев. «Эффективность квазигосударственного сектора: вопросы и предложения».

3. Д.Куаншалиев. «Доля квазигосударственного сектора в экономике Казахстана».

4. К.Каппаров. «Невидимый госдолг. Кто будет платить за неэффективность квазигосударственного сектора».

Аудиозапись экспертного обсуждения:

Скачать аудио (145 МБ)

По всем вопросам обращайтесь: Алмас Садыков, +7 701 6136622, 6136622@gmail.com

 

FacebookVKGoogle+