Бюджет участия Алматы

В апреле 2019 года аким Алматы Бауыржан Байбек анонсировал запуск пилотного проекта «Бюджет участия» с 2020 года. В рамках пилота предполагается выделить из городского бюджета на каждый из восьми районов города по 500 млн тенге. Их расходование определят сами алматинцы путем открытого обсуждения внесенных жителями проектов и предложений и голосованием за них.

Какие факторы необходимо учесть при внедрении бюджета участия в Алматы? Что позволит наполнить реальным содержанием эту инициативу? Каким образом добиться качественного взаимодействия городского и районных акиматов с жителями на всех этапах бюджетного процесса – планирования, утверждения, исполнения и отчетности?

Об этом 15 мая в Алматы говорили на экспертном обсуждении аналитической группы «Кипр» «Бюджет участия Алматы».

Лучший опыт государственного управления стран Организации экономического сотрудничества и развития и ряда активно развивающихся стран базируется в том числе на реальном и широком вовлечении граждан в процесс обсуждения и принятия бюджетных решений. Конкретными результатами участия общества становятся повышение прозрачности и подотчетности, экономической и социальной эффективности бюджетных расходов, улучшение качества жизни населения и социального самочувствия, рост доверия к работе исполнительных органов и солидарной ответственности жителей за развитие своего района или города.

Исторически бюджет участия был впервые принят в 1988 году в бразильском городе Порту-Алегри, где новый подход, основанный на диалоге жителей и администрации города, продемонстрировал свою результативность.

Безусловно, внедрение в Алматы практики партисипативного бюджета (бюджета участия) – следующий действенный шаг, подтверждающий нацеленность городской администрации на диалог с горожанами, на реальное наполнение пункта Программы развития Алматы «Город активных граждан». Впечатляет и сумма городского бюджета участия – 4 млрд тенге.

Вместе с тем, международный опыт подтверждает, что участие горожан в разработке бюджета – это сложный и ответственный процесс, требующий, с одной стороны, адаптации ведущих практик с учетом социальных, экономических, политических и юридических реалий в каждом конкретном примере, а с другой – обуславливающий необходимость активного вовлечения городских сообществ и экспертов, начиная с этапа обсуждения пилотного проекта, форм, механизмов и инструментов его реализации.

Спикер обсуждения, директор ОФ «Zertteu Research Institute» Шолпан АЙТЕНОВА поясняет, что в традиционном понимании бюджет формируется акиматом и утверждается маслихатом, бюджет участия для казахстанской практики – очень новое явление, которое означает не просто допустить горожан к формированию и реализации бюджета, это сложный процесс, включающий определение потребностей и приоритетов и их обсуждение.

«Бюджет участия получает широкое развитие в мире в контексте местных бюджетов и имеет множество вариантов реализации, и акимат Алматы может апробировать любой из существующих механизмов и прийти к самому работающему в существующих условиях».

По мнению эксперта, реализация практики бюджета участия ставит Алматы в один ряд с развитыми городами мира, в то же время это огромный вызов, как не превратить демократическую инициативу в красивую картинку без реального участия горожан. Бюджет участия, будучи инструментом расширенного участия граждан в бюджетном процессе, несет свои риски в виде затянутого бюджетного процесса, отдельных групп неудовлетворенных результатами горожан и не всегда эффективными решениями, но это не повод сдаваться. Сам факт вовлечения жителей в процесс обсуждения бюджетных решений формирует культуру диалога с населением, которой сейчас не хватает.

Председатель Попечительского совета ОФ «Транспаренси Казахстан», член Общественного совета Алматы Марат ШИБУТОВ считает, что участие граждан в формировании местного бюджета – один из показателей развитого, зрелого и грамотного общества, которое активно формирует свое будущее. Бюджет участия или народный бюджет – это первый эксперимент, который покажет, насколько горожане смогут определить свои реальные потребности. Это станет первым конкурсом идей и проектов по благоустройству от городских активистов города Алматы.

«Все будет зависеть от нас с вами, никто другой в успехе или провале проекта виноват не будет», – отметил он.

По словам Адиля НУРМАКОВА, председателя Попечительского совета ОФ «Urban Forum Kazakhstan», бюджет участия может стать мощным механизмом для того, чтобы дать жителям городов практические знания о бюджете, вовлечь их в принятие решений о распределении части средств, сформированных из их налогов, вручить им инструмент продвижения собственных инициатив и ведения общественного контроля над изменениями в среде проживания. Все это в совокупности поможет наращивать социальный капитал, т.е. отношения, основанные на ответственности и доверии в городе. При внедрении бюджета участия очень важно, чтобы это не стало лишь имитацией вовлечения горожан и профанацией участия – такой опыт уже имеется в ряде городов на постсоветском пространстве.

«Бюджет участия – это не только и не столько онлайн-голосование за те или иные городские проекты, даже если они предложены самими жителями. Если партисипация ограничивается только этим, то весь проект рискует не только ограничиться популистской кампанией, но и упустить из вида многие технические аспекты и специфику реализации этих проектов. И, пожалуй, самое главное – не стать инструментом деятельного вовлечения граждан и повышения их бюджетной грамотности».

В числе других ошибок, допущенных в зарубежных городах, эксперт отметил чрезмерное усложнение процедур участия, исключение горожан на разных этапах, особенно на этапе реализации проектов. У Алматы и других казахстанских городов есть хорошая возможность учесть этот опыт и учиться у наиболее успешных примеров. Важно, чтобы мероприятия в рамках бюджета участия включали обучающую программу для интересующихся горожан и компоненты информационной кампании, мобилизации и активизации локальных сообществ и комплексную оценку потребностей ими самими на местах. Вовлечение горожан председатель совета фонда назвал в числе самых главных приоритетов для «Urban Forum Kazakhstan» с момента основания площадки в 2015 г.

По мнению консультанта ОФ «Экологический Фонд Развития Алматы» Ирины Шумейко, также представляющей интересы экологического сообщества мкрн. «Карасу», по факту, проект восстановления озера в мкрн. «Карасу», который реализуется жителями при поддержке Общественного совета Алматы, является хорошим примером бюджета участия. Это, пожалуй, один из немногих примеров, когда создание парковой зоны инициировано снизу, общественностью, и поддержано на уровне городского акимата. Средства, которые акимат Алматы выделил на разработку ПСД, уже используются максимально эффективно. Это связано, как минимум, с двумя причинами. Первое: уже на начальном этапе реализации проекта учитываются интересы населения, а это позволит избежать проблем с ними на стадии строительства и сократит время на общественных слушаниях. Второе: при обращении в акимат у местных жителей, объединенных в организованное экологическое сообщество, уже были свои наработки, как благоустроить озеро. Это сокращает время проектирования и позволяет сосредоточиться на ключевых моментах.

«Поэтому считаем, что бюджет участия – очень правильная инициатива, опыт реализации которой уже имеется в Алматы», – заключила общественник.

###

Презентация Шолпан Айтеновой «Бюджет участия»

Озеро «Карасу». Пример сотрудничества общественности и акимата

Скачать все фото с экспертного обсуждения (.zip, 55 мб)

FacebookVKGoogle+