Об инклюзивном высшем образовании

Несмотря на неснижающийся уровень инвалидизации общества, доля поступающих в вузы Алматы студентов с ООП с каждым годом не возрастает, но в перспективе их число все же вырастет. Вузам стоит подготовиться к такому изменению и измениться самим, чтобы достичь нужного всем результата. Аналитическая группа «Кипр» и Общественный совет г. Алматы провели экспертное обсуждение проблем инклюзивного высшего образования в Алматы, в ходе которого Образовательный центр «Бiлiм — Центральная Азия» представил результаты исследования, проведенного в рамках проекта, реализуемого с февраля 2019 года.

В последние годы фокус государственной политики заметно сместился в социальную сферу: поднимаются вопросы увеличения соцвыплат и пособий, усиления поддержки уязвимых слоев населения, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями (ОВЗ). В соответствии с мировыми практиками, в программных стратегических документах и в законодательстве уделено внимание важности равенства прав всех на получение качественного образования и его доступность. Сегодня можно говорить о том, что идеологическая, политическая и нормативно-правовая база для получения услуг образования лицами с особыми образовательными потребностями (ООП) сформирована и достаточна, однако реализация этих прав сталкивается с определенными трудностями.

Как отмечает Светлана ФАЗУЛЬЯНОВА, эксперт ОЦ «Бiлiм — Центральная Азия», проблемы наблюдаются со стороны как вузов, так и абитуриентов с ООП и их родителей. «Адаптированная учебная программа и индивидуальные учебные планы — важные условия успешного получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Инклюзивное образование предполагает комплексное изменение и адаптацию учебных программ для совместного обучения. Ни в одном из вузов* в полной мере нет этого условия», — сообщила Светлана Фазульянова, указав на недочеты в части технических средств обучения, физической среды, адаптации и социально-психологической поддержки студентов с ООП. Она отметила также, что нет и ярких ролевых моделей лиц с ОВЗ, добившихся заметного профессионального успеха, которые могли бы стимулировать студентов с ООП к учебе, саморазвитию и самореализации.

Пока же старшеклассники с ООП не демонстрируют большого желания идти в высшую школу. По результатам опроса, проведенного центром, лишь четверть «особых» выпускников школ хотели бы получить высшее образование и только 7,5% из них имеет намерение поступить в вуз. Едва ли не половина опрошенных (41,8%) считают, что для жизни достаточно среднего профессионального образования. Наиболее распространенные страхи перед поступлением в вуз у старшеклассников с ООП такие же, как у обычных выпускников – финансовая недоступность платного обучения, если не поступить на грант, боязнь перед ЕНТ и вступительными экзаменами. И лишь следом идут опасения, связанные с физическими условиями обучения в вузе, с умением преподавателей работать со студентами с ООП, с тем, что в целом получится чувствовать себя комфортно.

В итоге, как констатировала спикер, «несмотря на не снижающийся уровень инвалидизации общества, доля поступающих в вузы Алматы студентов с ООП с каждым годом не возрастает», но в перспективе их число все же вырастет. Светлана Фазульянова полагает, что вузам стоит подготовиться к такому изменению и измениться самим, чтобы достичь нужного всем результата – полноценного включения студентов с ООП в вузовскую жизнь, их адаптации и последующего трудоустройства. В своем выступлении эксперт центра озвучила рекомендации по совершенствованию нормативной базы (закрепить статус студента-инвалида, выделять отдельные гранты для студентов с ОВЗ, закрепить гарантии трудоустройства), в части приема в вузы (приоритетное право на место в общежитии, скидка на оплату обучения при поступлении не по гранту) и т.д.

Пока, как видится, положение в сфере образования отражает общую ситуацию: в Казахстане ежегодно растет число инвалидов (на сегодня около 3,7% от всего населения страны), а также детей с ограниченными возможностями, но эта группа населения традиционно находится на периферии государственной, общественно-политической и социально-экономической жизни страны, зачастую рассматриваются лишь как получатели социального обеспечения (в национальной статистике отражены именно в этой категории). Специалисты отмечают – без активного включения в экономику, политику, в принятие решений эта часть граждан Казахстана так и будет восприниматься как пассивные получатели помощи. Для изменения общественного, политического, социального, экономического статуса лиц с инвалидностью и ОВ получение высшего образования обретает ключевое значение как фактор, с одной стороны, самореализации, с другой стороны – улучшения качества человеческого капитала во всех категориях населения.

Пархат ЮСУПДЖАНОВ, президент Общественного объединения «Молодежная организация людей с ограниченными возможностями», рассказал о зарубежном опыте в реализации права на высшее образование для людей с ОВЗ. Спикер выступал, опираясь на собственный опыт студента с ООП, который получал образование и в Казахстане, и за рубежом. Пархат Юсупджанов рассказал о моделях и подходах в США (где, например, создание условий для обучение студентов с инвалидностью влияет на рейтинг вуза и находят работу не менее 80% выпускников), в Японии, имеющей закон о недискриминации лиц с ограниченными возможностями и «разумные приспособления» в вузах (перевод печатных документов в шрифт Брайля, переводчики жестового языка и т.д.), Малайзии и Таиланда, ЕС.

Спикер поделился своим видением того, что необходимо сделать в Казахстане: «В каждом вузе, который находится в полной или частичной собственности государства, надо организовать центры поддержки студентов с ограниченными возможностями. Какая это поддержка? Это психолого-педагогическое, информационно-адаптивное и материально-техническое сопровождение студентов-инвалидов для того, чтобы у них были социальная независимость, социальное общение, возможность решать индивидуальные проблемы с доступом к образованию и к вузовскому кампусу, возможность заниматься спортом, физкультурой, культурно-досуговой деятельностью. Чтобы в целом студенты с ограниченными возможностями имели все условия для получения высшего образования высокого качества».

Пархат Юсуджанов озвучил свои рекомендации: разработать антидискриминационное законодательство в области инвалидности на примере США и Японии с целью постепенно искоренить явную и скрытую дискриминацию лиц с инвалидностью в том числе и при получении ими высшего образования; прописать термин и понятие «разумные приспособления» в Законе РК «Об Образовании»; постоянно повышать осведомлённость профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов о людях с инвалидностью через проведение акций, социальных кампаний, конференций, встреч и диалоговых площадок; усиливать потенциал администрации вуза через проведение тренингов для ректоров, проректоров и деканов факультетов с целью переосмысления роли, которую играют студенты с инвалидностью в формировании студенческого многообразия и в развитии системы образовательных программ и услуг самого вуза.

Зульфия БАЙСАКОВА, председатель комиссии Общественного совета г. Алматы по вопросам социального благосостояния, предложила разработать и принять городскую программу инклюзивного высшего образования, а также внедрить открытый рейтинг вузов Алматы по инклюзии.

* — в рамках проекта были исследованы 7 вузов Алматы

_______________________________________________

Презентации спикеров:

Светлана ФАЗУЛЬЯНОВА. Результаты социологического исследования

Марем БУЗУРТАНОВА. О целях, результатах и перспективах проекта

Пархат ЮСУПДЖАНОВ. Зарубежный опыт в реализации права на высшее образование для людей с ОВЗ

Аудиозапись экспертного обсуждения

По всем вопросам обращайтесь:

Жулдыз Алматбаева: +7 701 39 15 233; kipr.org@gmail.com; joze@list.ru

FacebookVKGoogle+