Малокомплектные школы Казахстана

Аналитическая группа «Кипр» в партнерстве с Фондом Сорос-Казахстан провела экспертное обсуждение проблем информатизации среднего образования в малокомплектных школах Казахстана, в ходе которого Жаслан НУРБАЕВ, и.о. доцента кафедры регионоведения ЕНУ имени Л. Гумилева, представил результаты исследования «Роль информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образования в малокомплектной школе».

Качество образования как ключевое условие формирования качественного человеческого капитала является приоритетом для множества стран, планирующих свое развитие на долгую перспективу. Образование включает в себя, в том числе, развитие информационно-коммуникационных умений и навыков – условие, продиктованное эволюцией общества в информационное и цифровое. В Казахстане также реализуется подобная политика, но и на высшем политическом уровне признается проблема растущего разрыва в качестве среднего образования между городскими и сельскими школами. Это подтверждают данные международных и отечественных исследований, которые показывают не только сам факт такого разрыва, но и его причины, в числе которых недостаточный и неравный доступ к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), особенно заметный в разрезе город-село.

Несмотря на то, что руководство страны подняло вопрос информатизации образования много лет назад и были достигнуты значительные результаты, в развитии ИКТ в образовании остается много проблем, особенно в малокомплектных школах (МКШ).

Перечисленные отдельные аспекты формируют общую проблему более высокого порядка – образовательного и цифрового неравенства, что означает массовое воспроизводство социального неравенства в настоящем и ближайшем будущем.

«Самая главная проблема, которая была выявлена в исследовании – это отсутствие широкополосного доступа к интернету в малокомплектных школах», – говорит исследователь Жаслан Нурбаев.

К чему это ведет? По мнению исследователя, можно выделить ряд последствий: «Без широкополосного интернета ведение и заполнение электронного дневника Күнделік превращается в пытку, так как с плохим интернетом на это уходит много времени. Кроме того, это дополнительная неоплачиваемая работа учителя – заполнение дневника за учеников и их родителей. Второе – в таких условиях очень трудно повысить уровень профессионализма учителей МКШ (малокомплектных школ). Сейчас есть много курсов повышения квалификации, которые можно пройти в дистанционной форме, но учителя МКШ не могут их пройти из-за низкого качества интернета. Третье – нет возможности проводить заседания в магнитных школах, в ресурсных центрах именно в онлайн-режиме. Режим онлайн важен, поскольку не все могут ездить из сел в села или райцентры. Далее – без качественного интернета учителя МКШ не могут пользоваться такими ресурсами, как BilimLand и др. Соответственно, и учащиеся школ страдают, так как нет доступа к качественным материалам».

«В итоге все это приводит к большому разрыву или неравенству в качестве образования между учащимися сельских и городских школ», — подчеркнул спикер.

 С указанной проблематикой согласны и на местах.

«Основные проблемы применения информационно-коммуникационных технологий в малокомплектных школах на селе складываются из ряда причин. Основная – отсутствие в полном объеме скоростного широкополосного интернета. Мы видим в официальной статистике показатели в 90-100%, но эта далеко не та реальность, которую мы видим в отдаленных МКШ. Наверное, ориентируются на подключение к сетям, но о каком быстром интернете мы можем говорить, когда в отдаленных селах отсутствует даже сотовая связь», — говорит Айман ТУКБАЕВА, директор КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе «Комплекс школа-детсад» поселка Шашубай Актогайского района Карагандинской области.

Айман Тукбаева выделила и другие острые вопросы:

«Вторая проблема – устаревший компьютерный парк, оргтехника. Во многих школах стоят компьютеры 2007 – 2010 годов выпуска, а на дворе уже 2020 год. И на многих компьютерах все еще стоит Windows 7, когда давно в ходу Windows 10 и новые программы, технологии. Даже антивирусы проблематично обновлять.

Отсутствие интернета, проблемы с ИКТ ведут, конечно, к отсутствию навыков работы с ними – как работать, если нет условий.

Далее библиотеки хоть в сельских, хоть в городских школах. Сейчас есть хорошая электронная альтернатива, электронные учебники, которые иногда еще сопровождает хороший презентационный материал. И даже если это есть в школе, то нужна еще техника – должны быть хороший проектор и тот же экран – качественное полотно, чтобы изображение на нем было ясное и четкое. Наличие такой библиотеки, таких книг и техники уже могло бы решить многие проблемы».

 Важность обсуждаемой темы отметила и Ирина СМИРНОВА, депутат Мажилиса Парламента РК: «Количество МКШ в Казахстане примерно одинаково с числом таких же школ в России. При том, что население Казахстана в разы меньше. Однако долгое время наша страна очень осторожно относилась к оптимизации таких школ. Теперь же, когда миграционные процессы привели к тому, что доля сельского населения уменьшается и перераспределяется — из небольших аулов в более крупные села, в целом, в города, пришло время подумать, как быть с образованием в селе. Ведь дело не только в дороговизне такой школы, но и в том, что учителей не хватает, квалификацией для ведения нескольких предметом одним учителем тоже не обеспечить, также есть вопросы в обеспечении материальной базы таких школ, социализации детей и прочее.

Конечно, МКШ позволяет ребенку находиться рядом с родителями, и этот факт настолько важен, что решение об оптимизации МКШ должно быть взвешенным, обдуманным. И всегда в пользу детей. Однако сейчас есть родители, которые готовы при имеющейся МКШ отправлять ребенка к родственникам или в интернат для обучения в общеобразовательной школе для получения хорошего образования. Вопрос требует своего решения. Однако, еще раз нужно напомнить о том, что всё должно решаться в пользу ребенка. Каждого.

Также понятно, что отсутствие школы скорее всего приведет к тому, что и аул или село тоже исчезнет. Здесь можно обратиться к опыту других стран, как США, Финляндия, где МКШ сохраняют при наличии 1 ученика в селе. Или Великобритании, где девочку, живущую на островах 2 раза в неделю, доставляют в школу авиатранспортом. То есть гарантия получения бесплатного среднего образования детьми нашей страны должна выполняться непременно».

О связи наличия школы и существования поселка сказала и Айман Тукбаева: «Школа на селе – это центр социально-культурной жизни: все мероприятия, встречи, даже красиво одеться и выйти, все это стекается к школе. Поэтому, если школы будут закрываться, люди будут уезжать из сел. Родители будут искать места, где их дети смогут получить образование. Проблемы МКШ это аграрный сектор, село, сельское хозяйство. Мы должны развивать их. А если школы будут закрываться, то куда будет идти миграция – в райцентры или в города. В городах тоже проблем хватает – надо будет обеспечить людям жилье, рабочие места и т.д.»

Проблемы малокомплектных школ – комплексный и межотраслевой вопрос, считает исследователь Жаслан Нурбаев.

«На сегодня МКШ – это своего рода отражение огромного числа проблем всей сельской местности Казахстана. Соответственно, решение этих проблем — это прерогатива не только министерства образования. Например, все финансирование МКШ, как и всех школ в регионах, осуществляется акиматами. И акиматы полностью контролируют деятельность системы образования в регионе. Далее – интернетизация, цифровизация (в том числе образования), реализация программы «Цифровой Казахстан» находятся в Министерстве цифрового развития. Кроме того, программа развития регионов и межотраслевой проект «Ауыл – ел бесігі» реализуются несколькими министерствами: Министерство национальной экономики, Минсельхоз, МОН, Минздрав и др. Таким образом, решение проблем МКШ это комплекс мер со стороны многих государственных органов, министерств, ведомств и т.д. И самое главное – позиция самих граждан, их активность, в том числе и экспертов, которые должны быть неравнодушны к проблемам села, сельских школ, потому что речь идет все-таки о почти половине всех учащихся страны», – обратил внимание спикер.

«Если мы говорим о выпускнике средней образовательной школы, то я думаю, что ребенок из школы должен выйти в первую очередь здоровым, с хорошим настроением и с хорошим отношением к своему селу, региону, стране. И, конечно, это должен быть интеллектуально развитый человек с определенными навыками, знаниями, грамотный в части права (у нас правовое государство) и в ИКТ (это веление времени). Это – человеческий капитал», – говорит Айман Тукбаева, директор сельской опорной школы. – «То есть в итоге это очень важный политический вопрос обустройства нашего государства, его конкурентоспособности, это вопрос, который касается всех сфер жизнедеятельности нашего государства».

Родители должны быть активнее в вопросах образования, считает Гульнар УМАРОВА, председатель родительского совета общественности г. Нур-Султана: «Порой интерактивные доски пылятся, СТЭМ лаборатории – для комиссии, и все это происходит из-за молчаливого согласия, пассивности нас, родителей».

«Из-за нехватки информационно-коммуникационных технологий, высокопрофессиональных учителей у сельских детей будут соответствующие знания. Если учесть, что большая часть детей обучаются на селе, то они лишены равных возможностей получать   информацию, а значит знания. В итоге это приведет к массовой деградации на селе. Село – это большинство, поэтому можно говорить о риске деградации нации в целом», – поделилась опасениями Гульнар Умарова.

По мнению Ерлана СМАЙЛОВА, руководителя аналитической группы «Кипр», члена Общественного Совета г.Алматы, перечисленные отдельные аспекты формируют общую проблему более высокого порядка – сельская школьная молодежь отстает не только в академической успеваемости, но и в формировании цифровых навыков, жизненно необходимых в эпоху цифрового общества.

«Новый информационный век дал еще одно измерение неравенства – цифровое.  В настоящем и в перспективе сумма образовательного и цифрового неравенства имеет высокую вероятность вылиться в серьезное социальное неравенство и усугубить его.  В таком случае потери государства от снижения качества человеческого капитала  сложно переоценить – страна будет не только вынуждена увеличивать социальную поддержку для граждан, не сумевших стать конкурентоспособными и успешными, но также понесет издержки из-за их нереализованного потенциала в экономике и других областях. Учитывая, что удельные расходы на одного ученика в МКШ в среднем в 2,5 раза выше, чем в городской школе, видится, ситуация требует анализа в части подходов, уже проделанной и только планируемой работы как в отношении малокомплектных школ так и системы образования в целом. Иначе система образования из института развития человеческого капитала превратится в институт воспроизводства социального неравенства», – отметил Ерлан Смайлов.

***

Результаты исследования «Роль информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образования в малокомплектной школе»

Полная расшифровка экспертного обсуждения

FacebookVKGoogle+