О госпрограмме «Еңбек»

Вопрос занятости населения остается одним из самых значимых как для общества, так и для власти. К теме занятости, к социальному аспекту развития массового предпринимательства обратились также аналитическая группа «Кипр» и онлайн-площадка Ekonomist.kz, продвигающая идеи открытой общественной профессиональной экспертизы. Совместный круглый стол «Госпрограмма «Еңбек»: реализация, результаты, эффективность» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан прошел 31 октября в Алматы.

Для казахстанцев вопрос занятости – один из ключевых, определяющих социальное и экономическое самочувствие граждан, их оптимизм в восприятии будущего, а страх потерять или не найти работу, по данным социологов, является одной из главных фобий населения страны. В этом отношении шаги государства, нацеленные на развитие и управление рынком труда, реализуемые последовательно через ряд госпрограмм, являются крайне важными. И тем более значимым является качество самих госпрограмм, заложенных в них подходов.

Госпрограмма «Еңбек» является преемницей предшествовавших инициатив – Программы занятости 2020 (реализовывалась в 2011-2012 гг.) и Дорожной карты занятости 2020 (2013-2016 гг.). Все три документа, охватывающие практически десятилетие, реализуются с упором на обучение и переобучение трудовых ресурсов, поддержку и развитие предпринимательства на селе, трудовой мобильности. Комплексность направлений обусловила работу над программой ряда министерств и ведомств. Организаторы обсуждения пригласили к дискуссии представителей всех операторов Госпрограммы «Еңбек», из которых участие приняли специалисты Министерства образования и науки РК, Министерства национальной экономики РК, Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», Фонда развития предпринимательства «Даму».

Рауза Сейтенова, руководитель управления партнерства и международных проектов Департамента технического и профессионального образования Министерства образования и науки РК, рассказала о работе министерства в рамках госпрограммы, нацеленной на подготовку кадров с учетом потребностей рынка труда и политик государства по индустриальному развитию и поддержке молодежи. Представитель МОН представила цифры – количественные результаты проведенной работы. Так, из 21 800 молодых людей, прошедших в 2019 году подготовку с упором на техническое и профессиональное образование (ТиПО), 66% получили работу. Было отмечено, что речь идет о молодежи с 15 до 29 лет, среди которых выпускники 9-11 классов, не сдавших ЕНТ; не поступивших в ВУЗ; из неблагополучных семей; дети сироты; инвалиды, дети из многодетных семей.

Также г-жа Сейтенова рассказала, что безработные и незанятая молодежь из отдаленных населенных пунктов могли получить квалификации электрика, электрогазосварщика, повара и т.д. прямо по месту жительства, никуда не выезжая – были задействованы мобильные учебные центры. Работа 10 таких центров в 5 регионах позволила обучить 1 465 человек, из которых потом устроились на работу 1 261 человек.

Представитель Минобразования рассказала и о том, как студенты ТиПО – 50 тысяч человек – обучаются основам предпринимательства и защищают свои бизнес-проекты. Информировала спикер также об участии 200 учебных заведений в проекте «Жас маман» и о сложностях, которые возникают: не везде на местах есть электричество, отопление, вода, не все помещения соответствуют нормам безопасности и т.д.

Асем Мукашева, заместитель директора Департамента стратегического планирования и анализа Министерства национальной экономики РК, в своем выступлении обозначила ключевые национальные индикаторы, на которые в ведомстве ориентируются при развитии рынка труда – рост доходов населения, снижение доли непродуктивно занятых, сокращение безработицы, увеличение доли МСБ в ВВП. Показатели выглядят неплохо.

По данным МНЭ, достигнуты следующие результаты:

  • Доля непродуктивно занятых в составе самостоятельно занятого населения снизилась с 10,4% в 2017 году до 9,3% в 2018 году;
  • Прирост активно действующих субъектов малого и среднего бизнеса составил 8,3 % (к 2017 году)
  • Доля трудовых ресурсов с основным, средним, общим и начальным образованием в составе рабочей силы снизилась с 20,4 % в 2017 году до 15,6% в 2018 году;
  • 24,7 % от числа обученных в рамках Бастау бизнес открыли/расширили бизнес (10,7 тыс.участников)
  • 1,3 млн. человек трудоустроены, из них 960 тыс. человек на постоянные рабочие места;
  • 33 тыс. человек получили льготные кредиты, 18 тыс. человек стали получателями безвозвратных грантов.

Как отметила г-жа Мукашева, на работу по этим направлениям в рамках госпрограммы было выделено 187 млрд тенге.

Спикер добавила, что в работе министерства учитываются и локальные, и глобальные тренды рынка труда, а именно – цифровизация и развитие ИКТ, усложнение рабочих мест, внедрение гибких форм занятости, демографические изменения. «Задачи формирования новой модели развития экономики определяют стратегические цели развития рынка труда до 2025 года», — рассказала Асем Мукашева, пояснив, что речь идет о новом уровне ВВП, о влиянии инвестпроектов на спрос на качественные рабочие места, о возрастании роли частного бизнеса и т.д. Также представитель МНЭ подробно остановилась на количественных показателях изменения структуры рынка труда в Казахстане в период с 2018 до 2025 года. В этот промежуток в МНЭ прогнозируют незначительный прирост занятых в реальном секторе, сфере туризма, торговле и прочих сферах, а также существенное сокращение самозанятых – с 24% до 16,5%.

В направлении массового предпринимательства интересные цифры привел представитель Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен». Куанышбек Ерниязов, руководитель проектов «Бастау» и «Жас кәсіпкер» НПП РК «Атамекен» в г. Алматы, сообщил, что за период 2017 г – 9 месяцев 2019 года в рамках проекта «Бастау Бизнес» прошли обучение 88 787 человек, запущено 23 513 бизнес-проектов, прирост МСБ составил 2%, также было реализовано проектов на 72,8 млрд тенге и выплачено налогов на сумму 620 млн тенге.

Модератор Ерлан Смайлов обратил внимание на то, что в отчетах в большей степени выражен количественный подход, что, вероятно, обусловлено фундаментальными подходами к составлению и реализации госпрограмм – закладываются целевые результаты, выраженные в процентном и числовом, количественном значениях, они и отражаются в результатах. «Смысл сегодняшнего обсуждения – ключевой – в том, чтобы сверить подходы, точки зрения госорганов и экспертов, сообща увидеть проблемные моменты, узкие места и вместе поискать решения. Понятно, что программа большая, комплексная и сложная, нельзя умалять ее значение и те результаты, которые были достигнуты, но, тем не менее, мы знаем, что есть критика, она звучит и в СМИ, и в стенах того же Парламента и Правительства, и конструктивный смысл обсуждения состоит в том, чтобы признавать существующие проблемы, открыто говорить о них и искать решения в диалоге с общественностью и экспертами», — расставил акценты модератор круглого стола.

Докладчики от онлайн-площадки Ekonomist.kz обозначили проблемные моменты, которые им видятся в обсуждаемой госпрограмме.

Независимый исследователь Данияр Молдоканов перечислил следующие:

«Большой пласт социально уязвимых не учитывается в программе «Еңбек», в частности, неформально занятые наемные работники, а также отчаявшиеся найти работу, которые входят в экономически неактивное население.

Определение непродуктивно самозанятых не соответствует реальным цифрам: по определению к ним относят тех, чей доход не превышает уровня прожиточного минимума, а также тех, кто не регистрирует свою деятельность. Так, официальная статистика насчитывает более двухсот тысяч непродуктивно самозанятых, в то же время одних только неформально самозанятых – более 500 тысяч человек».

Социально уязвимым гражданам тяжело получить доступ к микрокредитам по программе «Еңбек». Это в основном связано с непрозрачностью процесса прохождения обучения и защиты бизнес-плана, а также с высоким членским взносом (минимум 100 МРП) для вступления в Кредитное Товарищество. Только 10% бенефициаров получает государственную гарантию».

Депутат Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова также отметила, что «наряду с успехами в реализации программы «Енбек» и освоению средств по внедрению программы, многие вопросы остаются открытыми.

«Предприятия ищут и не могут найти квалифицированных специалистов технических специальностей, профессиональных рабочих. К примеру, «Ассоциация лифтовиков» республики поднимает вопрос недостатка нескольких сотен работников по квалифицированному обслуживанию лифтов по стране. Поэтому обычный лифт может стать опасным для жизни жильцов. Однако нет ни одного колледжа, где готовят таких специалистов.

Не решается вопрос с закрытием вакансий младшего медицинского персонала, учителей начальных классов.

Вместе с тем предложения от бизнесменов о желании организовать дуальное обучение или взять в управление колледжи для подготовки востребованных специалистов не поддерживаются управлениями образований. Видимо, их отпугивает вероятность снижения своих полномочий.    Проблемы возникают и при желании граждан трудоустроиться. Очереди, зависание компьютеров в службах социальной защиты приводят к мысли о том, что биржи труда не намерены показать всех желающих трудиться. Чтобы не испортить статданные.

Вместе с тем, бизнесмены отмечают, что желание найти работников с сайта биржи труда зачастую не приводит к результатам. Там часто размещены неактуальные данные безработных.

Мобильность трудовых ресурсов тоже вызывает много вопросов. Не едут люди из трудоизбыточных регионов туда, где они нужны. Необходимо рассмотреть причины торможения этой части госпрограммы.

Сомнительна мечта всех сделать предпринимателями. Знания по предпринимательству можно было давать вместе с профессиональными, а не отдельно», – перечислила депутат наболевшие вопросы.

«Растущая армия молодежи NEET также требует внимания. Может быть, стоит образовательным продуктам прийти к месту их локации. Эти молодые люди живут прагматичном поиске заработка каждый день. Они могут, получив нужную профессию, поверить в будущее и стать теми, кто и решит вопрос закрытия многих рабочих вакансий. Итак, работать есть над чем», — резюмировала Ирина Смирнова.

Социолог, эксперт ИМЭП Серик Бейсембаев обратил внимание на сам характер госпрограммы.

«Одна из главных проблем Госпрограммы «Еңбек» заключается в ее масштабах. Это очень громоздкая программа с множеством компонентов, которые мало связаны между собой. Работа ведется по нескольким направлениям – это краткосрочное обучение и техническое образование, молодежная практика, общественные работы, обучение предпринимательству, микрокредитование и переселение. Каждое из этих направлений решает отдельные задачи, но к общему знаменателю их сложно подвести», — поделился мнением спикер. — В итоге, не совсем понятно, какова главная цель Госпрограммы «Еңбек». Кроме того, сложилась очень сложная схема финансирования и координации этих направлений. Это затрудняет оценку результатов программы и контроля эффективности расходования средств».

«В этой связи, очевидно, что Госпрограмма должна быть пересмотрена с точки зрения дизайна», — считает Серик Бейсембаев.

Подытоживая обсуждение, Ерлан Смайлов предложил госорганам рассмотреть возможность изменения подходов, поскольку «количественно-статистический подход не позволяет оценить качественные средне- и долгосрочные эффекты».

«Полагаю, имеет смысл разработать четкие, конкретные качественные индикаторы эффективности исполнения программ по обеспечению занятости. Например, ввести такой индикатор, как стоимость создания одного рабочего места (в разрезах по регионам, отраслям). Или индикатор долговременности рабочего места (в разрезах по месяцам, годам, по группам населения, отраслям, регионам). Индикатор – средняя заработная плата (в разрезах по регионам, отраслям, группам населения). Можно рассмотреть, как индикаторы еще оплату пенсионных взносов, оплату налогов и отчислений по трудоустроенным, участие в ОСМС.

Качественный индикатор – улучшение качества жизни трудоустроенного населения, социальное самочувствие, снижение или рост протестности. Занятость – это ведь не самоцель, важнее борьба с бедностью, решение проблем уязвимых групп наших граждан. Необходимо оценить, позволили ли меры по трудоустройству обеспечить выход граждан из состояния бедности. Изменились ли установки, например, с дезадаптационных к адаптационным с активной жизненной позицией», – заключил модератор.

Презентации спикеров:

Сейтенова. О ходе реализации госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 гг

Мукашева. Итоги госпрограммы «Еңбек». Дальнейшее развитие рынка труда

Ерниязов. Реализация проекта Бастау Бизнес в рамках госпрограммы Енбек

Молдоканов. Кредиты по госпрограмме и социально уязвимые как параллельные прямые

Бейсембаев. Госпрограмма Еңбек — цифры важнее сути?

Каппаров. Методология анализа госпрограмм. Влияние на социально уязвимые группы населения

Аудиозапись экспертного обсуждения, 158 мб

По всем вопросам обращайтесь к Жулдыз Алматбаевой: +7 701 39 15 233; kipr.org@gmail.com; joze@list.ru

FacebookVKGoogle+