Деньги. Эта тема всегда вызывает споры и живой интерес. Справедливо ли распределяется национальный доход в Казахстане? И что это вообще такое — национальный доход? Сегодня первое обсуждение #AGKIPR в онлайн-формате было посвящено национальному доходу Казахстана, бюджету и социальной справедливости. Темы, о которых можно говорить, наверное, бесконечно.
Наши эксперты:
Айдархан Кусаинов, экономист, аналитик
Айкын Конуров, председатель Народной партии Казахстана, депутат Мажилиса парламента РК
Касымхан Каппаров, основатель онлайн-проекта Ekonomist.kz
Марат Шибутов, политолог, член Национального совета общественного доверия
Модератор встречи — Ерлан Смайлов, руководитель аналитической группы «Кипр», член Общественного совета Алматы.
Для начала спикеры попытались выяснить, что такое национальный доход и сколько это в деньгах?
Айдархан Кусаинов считает: с точки зрения экономики — это всё, что произведено. Но по большому счёту в нашей стране он складывается только из нефтяных доходов. И говорить серьёзно можно только о них.
Марат Шибутов уверен, что государство можно рассматривать как акционерное общество, где каждый гражданин по праву рождения — акционер. И доход этого АО — в районе 60-70 млрд долларов в год. И это именно доход, не активы.
Касымхан Каппаров уточняет: «Доля Казахстана от нефти, что мы производим, составляет 25 %. К остальным 75 % мы не имеем никакого отношения».
Айкын Конуров думает, что национальный доход — это ВВП страны минус то, что у нас уносят нерезиденты, плюс то, что дают в виде налогов резиденты.
— Считаете ли вы справедливым распределение национального дохода? И что вообще, по-вашему, такое — справедливо? — спросил у экспертов Ерлан Смайлов.
— Важно говорить о справедливом или несправедливом участии граждан в СОЗДАНИИ национального дохода, — откликнулся Айдархан Кусаинов. — То есть люди могут заниматься производительным трудом. Если экономическая политика направлена на эту возможность, то только тогда стоит говорить о справедливом или несправедливом распределении нацдохода.
— Справедливость тут в трёх вещах, — считает Марат Шибутов. — Первая — у нас есть закреплённые Конституцией права и их производная — закон «О минимальных социальных стандартах». Когда государство нас ими обеспечивает, это справедливое распределение. А когда я имею право отдать своего ребёнка в среднюю школу, а в моём посёлке её нет, это несправедливо. Второе — политика, направленная на равную конкуренцию. И третье — деньги, которые куда-то уходят, должны идти именно туда, куда они направлены. А не так, когда программа по трудоустройству «Енбек» на самом деле занимается не трудоустройством, а образованием.
— Я бы остановился на таком аспекте, как равенство возможностей, — продолжил Касымхан Каппаров. — А когда мы видим, что у нас разрыв по обучению в школах сельских регионов в два года с большими городами, мы понимаем: что-то с этим механизмом не так.
— Правительство декларирует, что социальные расходы государства уже превышают 50 %, но на деле идёт подмена понятий, — заявил Айкын Конуров. — Наш бюджет на самом деле строительно ориентированный и направлен в итоге на поднятие уровня жизни крупных бизнес-структур.
Другие яркие тезисы обсуждения:
30-40 % трудоспособного населения стране не нужно. Они не приносят доход, ничего не производят и не платят налоги! И с этой точки зрения национальный доход в Казахстане распределяется справедливо. Другое дело, что экономическая политика и текущая ситуация изначально несправедливы (Айдархан Кусаинов).
Распределять бюджет должен парламент, а для этого нужна настоящая многопартийность (Айкын Конуров).
В Казахстане — бизнес-ориентированный бюджет. Даже так — «определённо-бизнес-ориентированный», то есть для определённого круга. Крупные вливания в квазигосударственный сектор, в программы занятости, трудоустройства и так далее. Справедливость будет, когда вместо этих вливаний, которые достаются маленькому числу юрлиц, будут вливания в обычный бизнес (Марат Шибутов).
У государства не должно быть функции обеспечения рабочих мест. У него есть функция обеспечения безопасности, общественных благ и помощи социально уязвимым группам населения (Касымхан Каппаров).
Несправедлива сама экономическая модель в Казахстане, и эта модель поэтому не может справедливо распределять доход. Справедливого распределения нет ни в зарплатах, ни в пособиях (Ерлан Смайлов).