Молодежное предпринимательство: ИБД или КПД?

Казахстанский молодой предприниматель не уверен в бизнес-среде, в которой ему приходится работать. Он недостаточно опытен, слабо информирован, ему не хватает знаний и финансовых ресурсов, в определенной степени он патерналистски настроен. В то же время он уверен в себе и готов к трудностям бизнеса, выступает за честную рыночную конкуренцию, благоприятную бизнес-среду и развитие страны. Какой он, молодой казахстанский предприниматель?

28 мая на площадке «Кипр» молодые и зрелые представители бизнеса, экономисты, эксперты обсуждали объективные и субъективные факторы, влияющие на развитие молодежного предпринимательства в Казахстане. Организаторы экспертного обсуждения «Молодежное предпринимательство: ИБД или КПД?» – аналитическая группа «Кипр», представительство Фонда Ф.Эберта в Казахстане и Фонд Сорос-Казахстан. С какими сложностями сталкиваются молодые антрепренеры? Какая поддержка им нужна, и нужна ли? Сколько в стране молодых предпринимателей? Что вообще представляет собой молодежное предпринимательство? Какие меры способствуют развитию молодежного предпринимательства в экономически и социально значимых масштабах?

Тема молодежного предпринимателя крайне популярна в Казахстане: создаются ассоциации, комитеты и школы молодых предпринимателей, проводятся различные конкурсы идей, стартапов и проектов, разрабатываются планы развития. Но стоит в нее погрузиться – всплывает множество вопросов. Высок ли коэффициент полезного действия политики поддержки предпринимательства? Насколько актуален риск превращения работы по поддержке молодого бизнеса лишь в имитацию бурной деятельности, а деятельность самих предпринимателей – в хождение по форумам и конференциям?

В развитых странах сектор МСБ производит порядка 70% ВВП, создает более 50% рабочих мест и служит основой для формирования среднего класса. Поддержка молодых предпринимателей важна с точки зрения улучшения экономического благосостояния. Важно понимать: сегодняшние молодые предприниматели завтра способны стать частью общества, формирующей запрос на качественные изменения, движущей силой модернизации страны.

Тем временем в вопросах развития молодежного предпринимательства, в том числе с исследовательской точки зрения, остается непонятным, что же на самом деле представляет собой молодежное предпринимательство. Отсутствуют цифры удельного веса молодых в создании рабочих мест, выплате налоговых платежей в бюджет, доля в произведенных товарах и услугах, ВВП страны и т.д.

Заместитель Председателя ОФ «Фонд поддержки молодежного предпринимательства», представитель Национальной палаты предпринимателей Ауез КАРАБАЛАЕВ подчеркивает: в законодательстве отсутствует термин «молодой предприниматель», не ведется статистический учет  молодых предпринимателей. По его данным, безработица среди молодежи зафиксирована на уровне 4,6%, но количество самозанятых и безработных превышает 700 тыс. человек. Конкретные механизмы поддержки молодежного предпринимательства прописаны в специальных программах только фонда «Даму». Ауез Карабалаев надеется, что в будущем и другие крупные финансовые институты разработают спецпрограммы в этом направлении.

Глава логистической компании «Glotus Limited Kazakhstan» Камиль КАРИМОВ констатирует: молодому предпринимателю не хватает банальной уверенности в здоровой бизнес-среде. «Устоялось мнение: хочешь построить успешный бизнес – обзаведись влиятельным агашкой».

По словам молодого предпринимателя, форма поддержки не должна скатываться к прямому предоставлению финансовых средств – это выльется не в развитие, а в иждивенчество. Кроме того, важна правильная расстановка акцентов: «У нас сегодня поддерживают молодежные стартапы, но исключительно в вопросах новых открытий, инноваций. Но сделать подметание дворов прибыльным бизнесом принесет не меньшую пользу».

Камиль Каримов подчеркивает: в вопросах развития молодежного предпринимательства необходимо исключить любые денежные отношения, а также налоговые льготы.

Солидарна с ним исследователь Динара НУРУШЕВА: «Предпринимателям независимо от возрастной категории нужна здоровая институциональная среда. Любая поддержка должна стимулировать их на качественное развитие, а не на нерациональное использование предоставляемых ресурсов».

Важно иметь возможность количественно и качественно оценить коэффициент полезного действия государства и предпринимательских структур в развитии молодежного предпринимательства, в том числе и затраченных финансовых средств. Для этого необходимы экономические и статистические данные в динамике, конкретные цифры и индикаторы. Анализ этих данных и исследования молодежного предпринимательства позволят принимать результативные меры. Иначе это будет имитация бурной деятельности – «деньги на ветер».

Презентации спикеров:

«Молодежное предпринимательство как ключевой вопрос молодежной политики». Ауез Карабалаев

«Молодежное предпринимательство: взгляд изнутри». Камиль Каримов

 

«Поддержка молодых предпринимателей: факторы эффективности». Динара Нурушева

Фотогалерея

Полная стенограмма обсуждения

Видеозапись:

FacebookVKGoogle+