Казахстан как социальное государство: новое измерение

С выходом из Советского Союза Казахстан начал строить свою модель развития в экономике, политике и социальной сфере. Утвердив себя социальным государством, страна определила систему отношений с обществом, взяв на себя заботы о социально уязвимых слоях населения, малоимущих и т.д. В развитых странах сегодня в приоритете создание равных стартовых условий для всех граждан и увеличение соцобязательств государства перед населением. Например, в Германии совокупность социальных государственных услуг доходит до 40% бюджета. Казахстан же, как и другие постсоветские страны, следует советским традициям социальных выплат и гарантий, но в усеченном объеме.

2 июня на экспертной площадке «Кипр» обсуждали, какие меры приблизят нас к тому, чтобы статус государства – социальный – наполнялся новыми смыслами и качеством? Как – и возможно ли? – исправить работу социальных лифтов и смягчить социальное неравенство, создать равные стартовые условия и единое правовое поле? Организаторы экспертного обсуждения «Казахстан как социальное государство: новое измерение» – аналитическая группа «Кипр», представительство Фонда Ф.Эберта в Казахстане и Фонд Сорос-Казахстан.

Безусловно, государство защищает социально уязвимые слои населения, используя финансовые выплаты и в меньшей степени нефинансовые меры поддержки в виде льгот. Но практика показывает, что концентрации на этом понимании социальной роли государства недостаточно. Внешние и внутренние вызовы актуализируют вопрос нового измерения социального государства, требуют новых действенных подходов и результативных системных мер.

Около 500 тысяч казахстанцев официально находятся за чертой бедности, определенной на уровне 40% от прожиточного минимума. По результатам соцопросов, пятая часть населения может позволить себе приобретать только продукты питания, около 44% могут позволить себе еду и одежду, но не предметы длительного пользования. Присутствует значительное число самозанятых, дискутируемым является вопрос наличия социальных лифтов для масс, присутствуют кризисные ожидания, которые угрожают не только бедным, но и прослойке среднего класса. В то же время население становится более мобильным и менее привязанным к определенному месту жительства, к стране, а это уже ставит перед государством вопросы, требующие реагирования.

Ирина ЧЕРНЫХ, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, констатирует: «В Конституции утверждается, что Казахстан – демократическое, правовое, светское и социальное государство. Принцип социального государства предполагает, что Казахстан берет на себя обязательства по смягчению социального неравенства и созданию условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям страны. Оценить является ли Казахстан социальным государство, можно только на основании фиксации соответствующих практик».

В стране, по мнению эксперта, нет единого правового поля для всех граждан, углубляется дифференциация между бедными и богатыми, наблюдаются непотизм, коррупция, отсутствие социальных лифтов. Все эти практики говорят о том, что социальное государство в Казахстане скорее декларируется, чем существует реально.

Должна ли меняться наша модель социального государства? Какой подход эффективнее – поддержка только лишь уязвимых слоев населения или создание равных условий для всех? Как этого достичь? Какие инструменты и социальные технологии мы можем использовать?

Стенограмма экспертного обсуждения

Видеозапись:

FacebookVKGoogle+