Алматы: город как культурное пространство

Алматы пока остается культурным центром страны, однако состояние «Второй природы» – как издревле называли культуру философы и интеллектуалы – не самое радужное. 24 июня в рамках молодежного сезона экспертной площадки «Кипр» культурологи, социологи, поэты, художники, театральные деятели рассуждали, что сегодня представляет собой Алматы как культурное пространство. Расширяется оно или сужается? В чем культурная особенность города? Как можно использовать потенциал и культурные ресурсы Алматы для развития города и во благо алматинцев? И кто они, современные алматинцы: активные культурные горожане или пассажиры города? Организаторы: аналитическая группа «Кипр», представительство Фонда им. Эберта в Казахстане и Фонд Сорос-Казахстан.

Алматы: город как культурное пространство – состояние, тенденции, перспективы


Полная текстовая расшифровка – скачать в формате .docx


Видеозапись обсуждения:

Для человеческой цивилизации культура, несмотря на продолжающуюся дискуссию о ее природе, содержании и сущности, имеет одно из ключевых значений. Вопрос роли культуры, ее взаимодействия в различных формах с человеком и обществом веками изучался мыслителями и писателями, относившими культуру к четвертому состоянию бытия – «бытие культуры». С развитием научной мысли появилось понятие «культурного пространства», тесно связанное с процессом урбанизации человечества. Именно города, в первую очередь крупные, стали средоточием развития экономики, политики, социальных отношений, науки, образования и технологий, духовности, культуры и искусства. Интересным представляется состояние культурного пространства Алматы и как исторически крупнейшего города страны, и как города, в котором мы живем.

Сегодня нередко можно услышать: южная столица планомерно превращается в обычный провинциальный город. Многие считают, что культурное пространство города сократилось до размеров «старой Алма-Аты», оно не успевает за бурным урбанистическим развитием. С другой стороны – в городе создаются и продвигаются культурные проекты и бренды, появляются новые ареалы современного искусства. Сохраняется потребность и спрос на продукты культурного назначения со стороны горожан.

 

Культуролог Александра Цай под культурным пространством в городе понимает сочетание государственных и частных структур и институций, занимающихся деятельностью в области культуры и искусства, представителей «свободных профессий» или креативного класса. Это то пространство, которое создает, формирует актуальные, важные и понятные для данного времени смыслы. К нему же культуролог относит и аудиторию – зрителей и участников событий, потребителей арт-продукта. Важную роль играет и социологический феномен «габитус» – своеобразная устоявшаяся «привычка», выражаемая в коллективных действиях, запросе на культурную жизнь со стороны горожан.

Специалист видит следующие культурные тенденции: прежде всего, культура формирует символические границы общества – его самобытность, суверенность, его отличия и особенности. Культура вырабатывает смыслы для данного времени. Выведенные из визуального искусства, литературы, музыки, кино, они наполняют духовное пространство общества, создают не только территориальную и институциональную, но и культурную общность.

Важным явлением в культурном пространстве Алматы Александра считает образование неформальных сообществ – культурное пространство становится пространством самовыражения людей, которые не представлены никакими институтами.

Культура, по ее мнению, имеет и важное социальное значение. В современных городах люди все чаще теряют связь друг с другом, не знают имен соседей, не участвуют в общественной жизни, не чувствуют себя ее частью, а культура создает связи между людьми и способствует их живым коммуникациям, формирует идентичность. С ее помощью сообщества создают не только территориальную и институциональную, но и культурную общность, члены которой разделяют общие ценности, установки, символы. «Что делает нас нами, что делает нас принадлежащими этому государству, этому сообществу».

Поэт, редактор Павел Банников свои мысли об Алматы и его жителях образно формулирует в следующем: «Мы ничего не знаем о собственном городе. Многие считают, что ниже Ташкентской живут морлоки, а в спальных районах действительно только спят. Интересно знать, что нас различает. Но важно найти то, что нас объединяет, и только тогда можно будет говорить о культурном пространстве и возможностях его изменения.

По его мнению, алматинцы, способные порождать смыслы, зачастую неспособны или не желают вступать в диалог друг другом. «Много идей, но практически нет тех, кто связывал бы их в единую структуру, формируя культурный образ города. В первую очередь – для самих горожан». Его мнение: организаторы культурного пространства должны быть проактивны: «Если к нам не идут люди, нужно идти к ним. В то пространство, где они прячутся. Нападать из-за угла и брать тепленькими».

Координатор проектов ОФ «ЦСПИ «Стратегия» Ольга Симакова считает, что Алматы пока остается культурным центром страны, и это обусловлено не только развитой культурной инфраструктурой, но и сохраняющимся символическим ореолом.

По данным социсследования «Стратегии», 70% опрошенных говорят, что культурная жизнь Алматы за последние пять лет улучшилась, 12% изменений не заметили, 6% уверены в ее ухудшении. Говоря о культурном развитии города, большинство респондентов – 64% – подчеркивают, что «удовлетворены» или «скорее удовлетворены» им. 21% алматинцев считают уровень культурного развития города в той или иной степени неудовлетворительным.

Тем временем, несмотря на позитивное в целом общественное мнение, когда речь заходит о понятиях нравственности и культуры поведения, оценки населения не столь радужные. В особенности это касается культуры поведения: отрицательно ее оценивают 37% алматинцев.

Социолог констатирует, что культурные предпочтения жителей меняются в сторону массовой культуры: «Доля тех, кто посещает концертные залы, театры, музеи ощутимо меньше доли тех, кто посещает кинотеатры, торгово-развлекательные центры и парки».

В целом, участники обсуждения отмечают важность изучения и понимания изменений культурного пространства Алматы для решения актуальных задач устойчивого развития города, общества, отдельного индивидуума и организации качественной комфортной городской жизни для горожан. Именно Культура, по мнению экспертов, остается ключевым институтом общественного сознания, системой духовных ценностей, формирующих казахстанское общество. Но, в вопросах изучения культурного пространства и состояния культуры Алматы не хватает цифр, статистических данных, крайне востребованы социологические, культурологические и маркетинговые исследования.

В Алматы действуют 225 организаций культуры (в их число входят музеи, библиотеки, организации клубного типа, кинотеатры, театры, парки, зоопарк и цирк), это около 5% от общего числа по республике. Алматы занимает лидирующие позиции по числу театров – 19 из 62, музеев – 20 из 224. Самыми массовыми логически являются городские мероприятия – череда мероприятий в честь празднования дня города (их охват – 330 тысяч человек). В 2014 году сумма бюджета, выделенная на вышеуказанную деятельность, составила более 4,6 млрд тенге (4 693 830,0 тысяч тенге), в том числе из местного бюджета 4,6 млрд тенге (4 637 502,0 тысяч тенге), из республиканского – 56 млн тенге (56 328,0 тысяч тенге). Средства освоены в 100%-ном объеме (источник: Агентство РК по статистике).
FacebookVKGoogle+