Антикоррупционное образование в Казахстане

4 сентября на диалоговой площадке «Кипр» состоялось экспертное обсуждение проблем и перспектив антикоррупционного образования в Казахстане. Готовы ли общество, система образования, учащиеся к обучению антикоррупционному поведению? Как оценить роль гражданского общества в изменении существующей ситуации? Каковы шансы на то, что такой путь борьбы с коррупцией найдет место в Казахстане, как в некоторых других странах? И какие образовательные антикоррупционные методики мы можем использовать и внедрять у себя? Организаторы – Министерство культуры и спорта РК, Институт общественной политики партии «Нұр Отан» и аналитическая группа «Кипр».

Антикоррупционное образование в РК: проблемы и перспективы развития. Образовательные методики

Со студенческой скамьи или со школьной парты? Помимо стандартных учебных дисциплин, специалисты обсуждают еще одну – антикоррупционную. Начало нового учебного года, совпавшее с началом реализации «100 конкретных шагов», – подходящее время, чтобы понять, приживется ли в стране новый урок. Готовы ли к раннему обучению борьбе с коррупцией школьники, студенты, а также их родители?

Коррупция и борьба с ней вошли в разряд «вечнозеленых» тем в информационной повестке госорганов и СМИ. Граждане, разделяя общепринятую позицию критики и неприятия коррупции, так или иначе сами зачастую являются участниками коррупционных действий. Очевидно, что корни проблемы и источники ее решения кроются в том числе в особенностях социального устройства, в качестве социальной, гражданской среды в стране.

В развитых странах с коррупцией борются не только «сверху» – посредством принятия законов, применения различных административных мер и т.д., но и «снизу» – через образование граждан, прививая им навыки антикоррупционного поведения, разъясняя права и обязанности, повышая общую правовую грамотность. Сторонники антикоррупционного образования исходят из того, что сами по себе формы и инструменты борьбы с мздоимством не могут дать эффекта, если нет общества, в котором люди не приемлют коррупцию и готовы активно противодействовать ей. Образовательные проекты против коррупции инициировали и развивают Литва, Дания, Польша, Австралия, Индонезия, Болгария, другие страны. Проекты задействуют граждан на разных возрастных этапах – как в средних школах, так и в вузах, специальные пособия предназначены для еще более широкого и «взрослого» общественного круга.

Такой эволюционный образовательный путь изменения существующей ситуации в условиях Казахстана требует, во-первых, установки на последовательную деятельность в течение длительного периода времени. Во-вторых, очевидно, единственная сторона, обладающая достаточными ресурсами для реализации такой деятельности – власть – должна начать с себя.

Руководитель управления антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Арман УТЕПОВ: «В Казахстане впервые нормативно закреплено определение антикоррупционной культуры – это система ценностей, выражающихся в публичном порицании коррупции; отражает нетерпимое отношение к коррупции, предполагает стойкую гражданскую позицию «Честность и неподкупность – норма поведения»». По словам Утепова, с 2015-2016 учебного года высшее и послевузовское образование пополнено элективной дисциплиной «Основы антикоррупционной культуры». Модельная учебная программа рекомендуется МОН РК вузам по всем специальностям бакалавриата для разработки своих рабочих программ по антикоррупционным дисциплинам.

Ректор Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова Аскар НАМЕТОВ уверен: результатом непрерывного антикоррупционного образования и воспитания станут устойчивые к коррупции и умеющие ей противостоять образованные молодые граждане, пропагандисты и идеологи антикоррупционной работы. Однако проблемой сегодня становится взаимодействие образовательных учреждений с иными институтами государства и общества. Вуз в этих условиях – единственный инициатор антикоррупционных образовательных мероприятий – сталкивается с определенной «неохотой» в их проведении со стороны государственных органов и лиц.

В целом, совершенствование антикоррупционного образования в Казахстане, по мнению Аскара Наметова, возможно за счет выделения научных грантов на исследование и разработку технологии антикоррупционного образования и воспитания. Среди предложений ректора КГУ – организация республиканских семинаров, мастер-классов по обмену опытом в вопросах противодействия коррупции, а также направление финансовых средств на подготовку и издание учебников и пособий по данной тематике.

Юрист, преподаватель школы права КИМЭП Арман ШАЙКЕНОВ выделяет три стадии коррупционного поражения общества – казуальную (встречается всегда и везде, от случая к случаю), системную (поражает государственный аппарат целиком) и тотальную (находится в головах большинства населения). Борьба с коррупцией возможна только при наличии гражданского общества. А единственный путь к таковому – образование в широком смысле.

«Ни приказ сверху, ни правительственная программа, ни даже интенсивная пропаганда не помогут создать гражданское общество. Коррумпированные государственные органы принципиально не могут быть заинтересованы в борьбе с коррупцией, более того, они неизбежно будут гасить любую хоть сколько-нибудь эффективную антикоррупционную инициативу, потому что она будет угрожать самому их существованию». Если есть понимание, что коррупция разрушает цивилизацию, наш долг и способ противостоять ей – образование, подчеркивает Арман Шайкенов.

 

Презентации спикеров:

Арман Утепов, АДГСПК

Аскар Наметов, КГУ им. Байтурсынова

Арман Шайкенов, юрист, школа права КИМЭП

 

Полная расшифровка обсуждения

 

###

Новый сезон «Кипра» – следите за анонсами и присоединяйтесь

По всем вопросам обращайтесь: Алмас Садыков, +7 701 6136622

FacebookVKGoogle+