Реформа школьного образования: большая перемена

В стране грядет очередная реформа школьного образования – готовы ли образовательная система и государство к масштабным изменениям в сжатые сроки? Как совместить переход к модели компетенции и навыков и внедрение трехъязычия? Как общество воспринимает реформу? 30 сентября в Алматы прошло экспертное обсуждение «Реформа школьного образования в Казахстане: большая перемена». Организаторы – аналитическая группа «Кипр», Фонд им. Ф.Эберта в Казахстане и Фонд Сорос-Казахстан.

Реформа школьного образования в нашей стране обсуждается с различной степенью активности последние 15 лет. В последнее время предприняты шаги, демонстрирующие переход от деклараций к практической реализации – доработана Программа развития образования, разрабатывается Дорожная карта, обозначены принципы, формат и конкретные сроки – 2020 год.

Новая модель школьного образования, по замыслу разработчиков, способствует переходу от накопления учащимися энциклопедических знаний к их конвертации в компетенции и навыки, развитию критического мышления, к большей самостоятельности в учебном процессе. Это соответствует образовательным принципам и стандартам стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Но, как показывает международный опыт, и в развитых странах ведутся содержательные дискуссии по вопросам школьной реформы.

В Казахстане – наравне с изменением парадигмы школьного образования от вопроса «Что должен знать ученик?» к «Зачем он это должен знать?» – планируется одновременное внедрение в школах трехъязычного обучения на казахском, русском и английском языках. Переход к трехъязычному образованию, как считают сторонники, обеспечит школьникам доступ к большему количеству новой информации, технологиям, мобильность и качественные коммуникации.

Однако заявленные планы актуализируют риски и вопросы на концептуальном уровне и на уровне практической реализации. Общество – родители, профессиональное школьное сообщество учителей и директоров, учащиеся, эксперты – объективно скептически относятся к постоянным реформистским инициативам в сфере образования. Нарушена технология формирования запроса и повестки реформы – изменения не связаны с инициативами «снизу», а в очередной раз навязываются «сверху». Понятных ответов требуют простые вопросы: зачем новая реформа, и как она в реальности повлияет на качество жизни казахстанцев? Какие исследования проводились в стране по этой тематике? Сколько будет стоить реформа государству и есть ли на нее финансовые средства?

Отдельный блок концептуальных вопросов вызывает переход на трехъязычную систему образования. Тема трилингвизма требует глубоких исследований. Специалисты обращают внимание на разные взгляды в оценке роли родного языка – строить обучение другим языкам на базе родного или же существенно снизить его значение и изучать все языки с одного уровня. Цена ошибки в этом процессе крайне велика. Анализа требует также состояние образовательной инфраструктуры – на предмет готовности к внедрению трехъязычного образования, начиная с 2020 года.

Что подсказывает международный опыт проведения образовательных реформ? Вице-президент ОФ «Казахстанский фонд культурного социального и образовательного развития» Клаудия ВАЛЬБУЕНА делится: «В Америке образовательные реформы проводятся вместе с экономическими. Сегодня США признают и поощряют государственное образование в качестве основного источника образования американской молодежи. Тем временем существует концепция перевода сферы на конкурентную основу, создания рынка государственного образования с высокими уровнями стандартов учебных программ».

Советник по вопросам общественной политики Фонда Сорос-Казахстан Сауле КАЛИКОВА, описывая казахстанский опыт реформ в образовании, цитирует министра образования Саринжипова: «В новой модели среднего образования, которая будет внедряться в школах страны, во главу угла ставится развитие навыков самостоятельного поиска информации, критического анализа, оценки и функциональной грамотности учащихся. Страны, использующие эти принципы, добиваются больших экономических успехов за счет конкурентоспособности человеческих ресурсов. Мы ставим перед собой цель приблизиться по качеству образования к этим странам за счет перехода на новое содержание образования».

«В истории “долгоиграющей” образовательной реформы подведена черта, ­– говорит Сауле Каликова. – Мы все-таки будем страной с 12-летним сроком общего среднего образования».

Внедрение трехъязычного образования вызывает у эксперта вопрос: «Как можно эффективно решать задачу формирования у учащихся навыков критического мышления (относящихся к категории сложных метакогнитивных навыков, прямо связанных с речевой деятельностью), на которую должна быть нацелена учебная программа?».

Преподаватель Университета КИМЭП Жулдыз СМАГУЛОВА подчеркивает дороговизну новшества: «Многоязычное образование – это дорого. Когда ребенок изучает другой язык или предмет на другом языке, зачастую это происходит за счет других потенциальных навыков и знаний». Специалист уверена, что преподавание на втором/иностранном языке не может быть эффективным, если учителя не владеют языком, не знакомы с теорией и практикой двуязычного образования, не снабжены учебными материалами высокого качества. Необходим детальный анализ аргументов заинтересованных сторон (учителей, родителей, администраторов, чиновников и др.) в пользу многоязычного образования. «Образовательная политика и эффективная методика должны основываться на научных данных, а не на анекдотичных примерах и персональном опыте», ­– считает Жулдыз Смагулова.

Презентации спикеров:

Клаудия ВАЛЬБУЕНА, вице-президент ОФ «Казахстанский фонд культурного социального и образовательного развития». «Школьное образование и реформы, мотивированность и эволюционность. Международный опыт»

Сауле КАЛИКОВА, советник по вопросам общественной политики Фонда Сорос-Казахстан. Тема выступления: «Школьное образование в Республике Казахстан: большая перемена» (казахстанский опыт реформ в образовании)

Жулдыз СМАГУЛОВА, преподаватель Университета КИМЭП. Тема выступления: «Многоязычное образование: желания, реальность и контекст»

###

Полная расшифровка обсуждения

 

FacebookVKGoogle+