Алматинцы: граждане и горожане или пассажиры города?

Город – это сложный организм с концентрацией человеческих, финансовых и административных ресурсов, где пересекаются интересы бизнеса, населения и власти. Это хозяйство, где руководителю не обязательно встречаться с каждым блогером, если функционируют все службы и налажена система обратной связи между городскими службами и населением. Обратную связь с населением надо налаживать территориально и горизонтально, диалог должны поддерживать акиматы районов города, городские службы, депутаты маслихата. Об этом говорилось 13 ноября на экспертном обсуждении «Алматинцы: граждане и горожане или пассажиры города?», организованном аналитической группой «Кипр», фондом им. Ф.Эберта и Фондом Сорос-Казахстан в рамках Urban Forum Almaty. Каким видят и хотят видеть Алматы горожане и местные органы власти? Какие механизмы и инструменты позволят горожанам участвовать в процессе принятия решений по вопросам развития Алматы?

Современные концепции урбанизма предлагают крупным городам различные решения проблем в сфере градостроительства, жилой и коммерческой застройки, развития транспортных систем и городской инфраструктуры, привлечения туристов, снижения загрязнения окружающей среды, улучшения экологии и т.д. Архитекторы по-своему видят новую идентичность, варианты создания комфортных и «умных» городов, привлекательных прежде всего для их жителей. Однако практика показывает, что без вовлечения и активного участия жителей города в процессах решения городских проблем предлагаемые концепции становятся набором проектов и не могут обеспечить устойчивое развитие города в долгосрочной перспективе.

С одной стороны, город – это множество не связанных друг с другом индивидуумов. Здоровый индивидуализм – отличительная черта современных городов, в том числе Алматы. С другой стороны, алматинцы все чаще объединяются для поиска решений городских проблем, становясь активным локальным сообществом, организованным комьюнити, способным четко формулировать и отстаивать свою позицию в вопросах развития города.

В условиях поиска новых подходов к организации Алматы ключевая роль отводится эффективному взаимодействию горожан с городскими властями – участию в процессе принятия решений в вопросах городского развития на уровне отдельных районов, дворов, всего города. Превращение Алматы в город, комфортный для проживания, личностного развития, работы и предпринимательства, учебы и отдыха, культурной, научной и инновационной деятельности, – общая задача для органов городского управления и самих алматинцев. Задача сложная, но вполне решаемая, требующая вовлечения городских интеллектуальных, гражданских, административных, экономических и прочих ресурсов.

Исполнительный директор Zertteu Research Institute Шолпан АЙТЕНОВА:

Сегодня появляются новые механизмы диалога населения и власти (публикация проекта программы «Алматы-2020», встреча с блогерами, страница в instagram, разделы на сайте акимата), но пока они носят несистемный и спонтанный характер. Открытость является больше частью политического имиджа, чем частью управления городом. Аким города не может качественно поддерживать связь со всеми 1,6 млн жителей, иначе это популизм. Обратную связь с населением надо налаживать территориально и горизонтально, диалог должны поддерживать акиматы районов города, городские службы и депутаты маслихата. Качественная обратная связь не подразумевает исполнение всех пожеланий жителей, но подразумевает возможность участия всех категорий граждан, независимо от активности в социальных сетях, географии проживания (центр, окраина) и т.д.

В проекте программы развития Алматы до 2020 года в приоритете «Построение эффективного управления городом и вовлечение населения» индикаторами достижения предложены следующие показатели: «Доля межфункциональных групп и управлений, выполняющих поставленные акимом цели/КПЭ» и «Доля исправленных замечаний жителей города в установленный срок», то есть количество решенных жалоб в instagram как индикатор успешности взаимодействия акимата и жителей. В мировой практике показателем успешности взаимодействия городских властей и жителей является количество принятых решений, в которых принимали участие горожане, количество совместно решенных проблем и реализованных проектов.

В Алматы акиматы восьми районов не воспринимаются как стороны диалога, а маслихат как инструмент легализации решений имеет низкий уровень взаимодействия с горожанами.

С другой стороны, очевидна неготовность большинства горожан обсуждать стратегию развития города, активные пользователи соцсетей не представляют все категории граждан и интересы всех горожан.

Среди мер по развитию взаимодействия горожан и городских властей:

— развитие территориальных советов местного самоуправления в районах города с участием наиболее активных жителей;

— формирование и развитие культуры участия, а не только реагирования на экстренные нужды населения;

— вовлечение горожан в составление территориальных индексов благоустроенности районов города для определения бюджетных приоритетов по развитию инфраструктуры города;

— внедрение обязательной системы согласования интересов всех участников городского пространства – жителей, бизнеса, власти;

— развитие городских краудсорсинговых платформ, внедрение онлайн-голосования за городские проекты;

— предоставление актуальной и нужной жителям информации, как, например: экономия бюджета, распространение преступности в том или ином районе, в каких школах или поликлиниках планируется сейсмоусиление в будущем году и т.д.;

— соотношение нефинансовых результатов с бюджетными затратами, оценка изменения качества жизни горожан и информирование в понятной и доступной форме без общих цифр из международных индексов и рейтингов.

###

Алматы сегодня:

  • 1,6 млн жителей
  • 8 районов
  • 514 тыс. автомобилей
  • самый крупный донор республиканского бюджета
  • самый высокий уровень занятых в МСБ (30% валового регионального продукта)

Презентация Ш.Айтеновой «Алматы: от роста к развитию, как диалог может стать ресурсом качественных изменений»

Стенограмма экспертного обсуждения

FacebookVKGoogle+