Свой среди чужих, другой среди своих. Толерантность в Казахстане

Нетерпимость к одной группе населения приводит к нетерпимости к другим группам и может стать нормой общества. Это, в свою очередь, чревато социальной напряженностью, потерей ценностей и деградацией общества. Так считает консультант по развитию Ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак» Нуржамал Пренова, спикер экспертного обсуждения, прошедшего в Алматы 9 декабря. Организаторы – аналитическая группа «Кипр», представительство Фонда им. Фридриха Эберта в Казахстане и Фонд Сорос-Казахстан. Насколько толерантно казахстанское общество, и каковы пределы толерантности казахстанцев? Как работает модель «свой-чужой-другой» и в отношении каких групп? Какие вызовы и возможности представляет собой толерантность с государственной точки зрения?

«Свой среди чужих, другой среди своих: вопросы толерантности в казахстанском обществе»

Понимание толерантности как фундаментальной ценности и базового принципа существования человеческой цивилизации активно дискутировалось всю вторую половину ХХ века. Результатом стало принятие генеральной конференцией ЮНЕСКО «Декларации принципов толерантности» в 1995 году. Казалось бы, созданы все условия для лучшего понимания друг друга как между отдельными странами, так и на уровне обществ и отдельных индивидуумов. Но вопреки этому современный мир стал более конфликтным, обострились межэтнические, религиозные, культурные, социальные и экономические противоречия и проблемы на международном, региональных и страновых уровнях. Крах мультикультурализма и активные антимигрантские настроения в толерантной Европе, вызванные мощным миграционным давлением и проявлениями терроризма, ставят сегодня вопрос о кризисе толерантности в мире.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы состояния толерантности в нашей стране. Безусловно, толерантность в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений – это одно из наших главных достижений и основа стабильности в Казахстане. Но несмотря на всю важность, это ограниченное понимание толерантности – сложного, глубокого, многомерного феномена, имеющего разнообразные виды и формы измерений и проявления.

С другой стороны, не может не беспокоить фиксация манипуляций и двойственного отношения к этому феномену. Зачастую навязывается понимание толерантности в искаженном негативном ключе, под ней понимается нравственный нигилизм, индифферентность как к различным человеческим и общественным порокам, так и к базовым гуманистическим ценностям.

При всей важности темы у нас она изучена явно недостаточно – отсутствуют профессиональные исследования, мониторинги, нет анализа процессов и тенденций, конкретных цифр и показателей, основанных на научных знаниях и методиках. Часто проблемы толерантности базируются на стереотипах и мифах, укоренившихся в обществе и экспертной среде. Своих ответов требуют вопросы терпимости и толерантного отношения в нашем обществе к людям с ограниченными возможностями, мигрантам и другим социальным группам. Ограниченность понимания толерантности существенно снижает ее потенциал качественного ресурса развития общества и страны в целом.

Консультант по развитию Ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак», выпускница Хельсинского фонда по правам человека Нуржамал ПРЕНОВА, отвечая на вопрос, для чего нужна культура толерантности в обществе, подчеркивает: «Сегодняшний мир во многом превысил показатели конфликтности по сравнению с предшествующим периодом. Прошлое связано в основном с войнами и потрясениями. Но надо понимать, что война или революция – это не лучший способ «перекроить» сознание людей, сегодня этот метод уже не подходит для цивилизованного высокоразвитого государства. Нужен принципиально новый, демократизированный подход к решению возникающих в обществе и государстве конфликтов. Толерантность служит своего рода мостом и основой для демократического развития общества и сохранения целостности социума, так как обеспечивает социально-политическое равновесие и погашение возможный очагов конфронтации, и как следствие, обеспечивает качество жизни и рост ВВП».

По мнению специалиста, культура толерантности уместна во всех сферах, в том числе в бизнесе: «В условиях жесткой конкуренции бизнесу необходимо демонстрировать свою социальную ответственность в виде продвижения толерантности в обществе: это обеспечит лояльность покупателей/инвесторов, снижение предпринимательских рисков, укрепление «чистой» конкурентоспособности, повышение эффективности мотивации персонала, репутации предпринимателей, компаний и бизнес-сообщества в целом».

Нуржамал Пренова уверена, что понятие «толерантность» на постсоветском пространстве ограничено. В Казахстане в общественном фокусе – межнациональная, межконфессиональная, межэтническая толерантность. Однако большим вопросом при этом является терпимость к другим меньшинствам.

Общество не готово «к принятию разнообразия». Это видно на примере инвалидов, подчеркивает специалист, работающая непосредственно с этой категорией населения. Количество трудоустроенных людей с инвалидностью от общей численности трудоспособных инвалидов составляет 20% (официальная статистика). По мнению независимых экспертов (на основе исследования), эта цифра в два раза меньше (10%). Очень мало людей с инвалидностью занимают какие-либо высокие должности, участвуют в процессах принятия решений.

По словам Нуржамал Преновой, нетерпимость разного рода – это угроза укреплению мира и развитию демократии. Казахстану сегодня необходимо перенятие лучшего международного опыта и внедрение его с учетом местного контекста. Важно также заполнить пробел в отсутствии исследований по теме толерантности, проводить общественный и экспертный мониторинг, а различным меньшинствам – людям с инвалидностью, трудовым мигрантам, бывшим заключенным, людям с ВИЧ и др. – усиливать свою жизненную активность.

Презентация Нуржамал Преновой «Толерантность как принятие разнообразия»

Стенограмма экспертного обсуждения.

FacebookVKGoogle+