Социальное предпринимательство в Казахстане

Социальное предпринимательство уверенно развивается в последние годы во многих странах, а социальные предприниматели становятся полноценными субъектами экономики. В Великобритании и Франции на долю социальной экономики, или т.н. «солидарной экономики», приходится до 10% ВВП. Казахстан не остался в стороне от этого предпринимательского тренда XXI века. Однако роль социального предпринимателя до сих пор недооценена, а часто попросту непонятна. Кто он? Какими принципами руководствуется и какую миссию способен возложить на себя? Аналитическая группа «Кипр» и Фонд Сорос-Казахстан провели в Алматы обсуждение, сфокусировав мнения экспертов на будущем социального предпринимательства в Казахстане.


«Развитие социального предпринимательства в Казахстане: опыт, барьеры и решения»

Наше общество не до конца понимает как терминологию, так и саму идею социального предпринимательства. Тем временем главная черта этой деятельности проста и логична: она обязательно влечет за собой какие-либо социальные преобразования. Если предприниматель вкладывает деньги, знания, ресурсы в определенное предприятие и ожидает прибыли, то социальный предприниматель – это тот, кто в состоянии увидеть проблему в социальной сфере и решить ее предпринимательским путем. Это не благотворитель в классическом понимании. Реализовать себя в решении социальных проблем и при этом «делать бизнес», ориентированный на создание ценности и получение прибыли – совмещение этих двух сущностей отличает предпринимателя от благотворителя.

Сегодня социальные предприниматели становятся активной частью общества и бизнеса, они готовы рисковать, открывать и развивать новые бизнесы, создавая рабочие места, формируя культуру отказа от иждивенчества, решая социальные проблемы. В казахстанских условиях это достаточно молодое явление. К 2016 году, по данным профильной ассоциации, в республике насчитывается около 120 таких предпринимателей. В основном они ведут деятельность в Алматы, Астане, Шымкенте, Костанае, ВКО. Количество не большое, но тем заметнее успешные примеры.

Журналист, глава общественного фонда «Sport Concept» Анна ШЕЛЕПОВА несколько лет назад начала деятельность с обустройства спортивной площадки во дворе своего дома. «Сегодня фонд благоустроил 16 дворов Алматы, Караганды и Павлодара. Мы организовали семь секций в сухое время года и три зимой. Более 100 детей занимаются футболом и роликами, столько же – зимними видами спорта. Регулярными спортивными мастер-классами мы охватили около 3000 детей. Заплатили свыше 700 тыс. тенге налогов, создали с десяток рабочих мест».

Несмотря на очевидные успехи, барьеров в такой деятельности зачастую больше, чем возможностей. Неповоротливость госструктур и бюрократия, юридические тонкости, закрытость информации о тендерах, трудности в привлечении спонсоров и поиске людей, способных, к примеру, составить бизнес-план универсальной самоокупаемой спортивной площадки. «В Казахстане только начинают заниматься социальным предпринимательством, и я готова делиться знаниями», – говорит Анна Шелепова.

Тем временем развитие социального предпринимательства в Казахстане становится важным направлением деятельности для всех заинтересованных сторон – предпринимателей, государства, общества. И приоритетным, как в любом бизнесе, является создание честных и ясных условий для развития со стороны государства – правил игры.

Президент Ассоциации социальных предпринимателей Казахстана, директор благотворительного фонда «Эльдани» Гульзира АМАНТУРЛИНА акцентирует внимание на роли государства в этой сфере: «в развитых странах оно улучшает экономику путем создания выгодных условий для предпринимателей, расширяет поле привлечения инвестиций, облегчает работу стартапов и инноваций, предоставляет ощутимую выгоду для тех, кто занимается филантропией и благотворительностью». В Казахстане же отсутствует инфраструктура поддержки социального предпринимательства, кредитные ресурсы дорогие, отсутствуют законодательные основы деятельности.

Депутат Мажилиса Парламента РК, член Комитета по финансам и бюджету Ирина СМИРНОВА считает, что социальные предприниматели могут стать надежными партнерами государства в решении социальных проблем в стране. Они смогут качественно решать социальные проблемы населения, экономя при этом бюджетные средства, выделяемые на социальную сферу. Эту экономию можно будет снова использовать в социальной сфере. Ответственность государства – создать прозрачные и комфортные условия для развития социального предпринимательства. Но ответственность эта зеркальная, социальные предприниматели должны быть готовы работать на высоком профессиональном уровне, имея кроме мотивации, проработанные бизнес-модели, применяя современные социальные и бизнес-технологии.

По мнению ряда экспертов, участников обсуждения, наблюдается слабая активность в социальной сфере и со стороны самих предпринимателей. Деятельность некоторых социальных предпринимателей больше сводится к поиску не инвесторов, а грантодателей и напоминает не бизнес, а неправительственную или благотворительную организацию. Важно учитывать, подчеркивают эксперты, что для развития этого сектора предпринимательства одной лишь социально ответственной мотивации недостаточно. Профессионализация социальных предпринимателей, понимание стратегической важности деятельности, системное видение, использование международного опыта и лучших практик позволят увидеть в Казахстане зарождение солидарной экономики.

Презентации спикеров:

Гульзира Амантурлина: «Социальное предпринимательство: модный тренд или необходимость?»

Анна Шелепова: «Развитие детского массового спорта в Алматы как пример социального предпринимательства»

 

«Цитатник» экспертного обсуждения

FacebookVKGoogle+