Учиться: дома нельзя в школе

Почему родители в Казахстане решают перевести детей на домашнее образование? Это дань моде или запрос на формирование нового, нестандартно мыслящего поколения детей? Как альтернативные формы образования могут повлиять на уровень образования в целом? Какие в Казахстане есть пути для развития этих форм или причины для их запрета? 13 сентября в Алматы прошло экспертное обсуждение на тему получения альтернативного среднего образования «Учиться: дома нельзя в школе».

Школьное образование – традиционно горячо обсуждаемая тема. Споры ведутся вокруг ЕНТ, перехода на трехъязычие, программ и учебников, формы, питания и т.д. Горячей стала и тема получения детьми среднего образования дома – или т.н. «хоумскулинг».

Домашнее обучение, не связанное с ограничениями по здоровью, начинает приобретать популярность – образование на дому наиболее популярно в США (3% от всех школьников или около 1,5 млн человек), Канаде, Великобритании, Австралии. В России аудиторию хоумскулеров оценивают от 70 до 100 тысяч детей. Однако не весь мир относится к идее домашнего обучения положительно. В Германии и Швеции, например, такой вид образования законодательно запрещен и влечет за собой штрафы, тюремные сроки для родителей, вплоть до лишения родительских прав.

В Казахстане тема активно дискутируется, имеет противников и сторонников – последние предлагают различные формы от абсолютного «расшколивания» и «анскулинга» («unschooling») до дистанционного обучения, в том числе в онлайн-школах, и сдачи экзаменов экстерном, например, по Skype.

Аргументы сторон, как правило, не отличаются от зарубежных. Родители-хоумскулеры говорят о низком качестве образования, стрессовых ситуациях для детей и отсутствии индивидуального подхода.

По мнению организатора Клуба достаточно хороших мам «Кукушка» Светланы ДРУЗЬ, домашнее обучение дает возможность привить ребенку свою систему ценностей, избежать вреда здоровью от непродуманной школьной нагрузки, улучшить академические показатели, построить более близкие и крепкие отношения между родителями и детьми. Хоумскулинг для школьника – это предоставление ребенку возможности контактировать с людьми разного возраста и на более глубоком уровне, а также способ избежать негативного влияния (наркотики, алкоголь, ранний секс) с помощью контролируемых положительных контактов с ровесниками. Кроме того, при домашнем обучении можно организовать обучение в более щадящем режиме.

Сторонники домашнего среднего образования подчеркивают необходимость модернизации методик преподавания, развития онлайн-системы образования, создания региональных школьных центров. Родители и общественные организации, поддерживающие идею хоумскулинга, готовы к диалогу с профильными госструктурами, в т.ч. с министерством образования, а также со школьным сообществом, экспертами и специалистами. Важно разработать правовые основы и механизмы домашнего обучения, не забывая как о качестве обучения, так и соблюдении прав ребенка на образование.

Светлана Друзь приводит данные зарубежных исследований, проведенных в разные годы. В США успеваемость хоумскулеров в 1998 году составляла 75-85%, в то время как учеников государственных школ – 50%, а частных – 65-70%. Дети, обучающиеся дома (Лондон, 2000 г.), заметно опережают своих школьных ровесников в математике и чтении. У бывших канадских хоумскулеров (исследование 2003 г.) уровень удовлетворения качеством жизни гораздо выше, чем у их школьных ровесников. В целом, дети, получившие среднее образование в стенах дома, более счастливы, лучше подготовлены к жизни и намного более уверены в себе.

Традиционалисты, отстаивающие школьное образование за партой в классе, видят в школе гарантированный уровень социализации и адаптации к взрослой жизни. То, чего, по их мнению, не получают дети, обучающиеся дома. Кроме того, в Казахстане очевидны проблемы, с которыми сталкиваются родители при выборе домашней формы обучения – нет правовых основ, механизмов и закрепленных форм получения альтернативного школьному образования.

Главный эксперт департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Шолпан КАСЫМОВА подчеркивает, что в Казахстане альтернативное образование представлено сетью негосударственных школ (частных), сетью интеллектуальных школ. Для внедрения системы дистанционного образования в школы необходимо время. Во-первых, учебное заведение должно пройти государственную аккредитацию, подтверждающую право данного учреждения предоставлять услуги дистанционного образования. Во-вторых, пока еще не разработаны единые программы по дистанционному образованию.

В соответствии с действующим законодательством для отказа от традиционной формы обучения нужны основания: к примеру, для экстернатной формы это может быть выезд ребенка по каким-либо причинам за рубеж или состояние здоровья.

«На сегодня, — резюмирует Шолпан Касымова, — пересмотр действующего законодательства по вопросам внедрения домашнего образования, полностью заменяющего традиционное среднее образование, не планируется. Однако по мере появления заинтересованности со стороны родителей данный вопрос будет изучаться и анализироваться».

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в 2015-2016 учебном году в стране насчитывается 7511 школ (1965 в городах и 5546 в сельской местности). В них обучаются почти 2,8 млн учеников. Число государственных общеобразовательных школ – 7160.

Презентация Светланы Друзь «Право на альтернативу»

Стенограмма экспертного обсуждения

 

FacebookVKGoogle+