Развитие гражданского общества в Казахстане

Гражданское общество может стать реальным действенным партнером государства в сохранении стабильности и общественного согласия, решении актуальных вопросов и развитии страны. Сегодня, с одной стороны, государство декларирует широкие возможности для этого. С другой – налицо факт ужесточения законодательных, процедурных норм с целью контроля и администрирования.

29 сентября в Алматы прошло экспертное обсуждение аналитической группы «Кипр» и недавно созданного Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан» «Проблемы и задачи развития гражданского общества в Казахстане».

 

Вопросы развития, роли и места гражданского общества в Казахстане обсуждаются последние 25 лет. Есть различные оценки, в т.ч. диаметрально противоположные: кто-то считает, что гражданское общество в РК – это свершившийся факт, другие менее оптимистичны и оценивают уровень развития ГО как недостаточный из-за объективных и субъективных ограничивающих факторов.

В условиях глобальных и внутренних кризисов и вызовов ресурсов одного только государства для стабилизации и обеспечения устойчивого роста недостаточно. В этом свете именно ГО может и должно стать стратегическим партнером государства, основой стабильности и драйвером развития страны. Важно создание условий, при которых появится возможность для реального и активного участия ГО в процессах принятия решений. Для этого необходимо провести объективный анализ состояния ГО в стране, определить проблемы, задачи и пути их эффективного решения и перезагрузить отношения государства, гражданского общества и бизнеса. Эффект для общества, государства, власти и страны возможен при изменении парадигмы с администрирования ГО на развитие, с контроля на либерализацию и партнерское взаимодействие.

 

Директор Центра политического анализа и политических исследований партии «Нұр Отан» Юлия Кучинская подчеркивает, что неправительственные общественные организации играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения, и в социальной стабилизации общества. «Поэтому «План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» направлен в том числе на широкое вовлечение общественности в деятельность государства, что является одним из критериев гражданского общества».

По мнению директора Центрально-азиатского центра стратегических исследований Анны Гусаровой, т.н. перезагрузка отношений государства и общества послужит нескольким целям: «для государства это реализация национальных задач развития в условиях кризиса, для НПО – участие в процессе принятия решений и решении социальных проблем, для бизнеса – усиление социальной ответственности и интеграция с обществом».

Сегодня в Казахстане набралось достаточно позитивных примеров того, как гражданское общество действительно развивается. Организация помощи пострадавшим от наводнения в Карагандинской области, объединение усилий в ликвидации последствий пожара в многоквартирном доме после взрыва бензовоза в Алматы, участие горожан в Общественном совете Алматы, инициативы экспертов в прозрачном распределении бюджета и контроле госуправления и т.д. – во многих подобных случаях граждане выступили надежным партнером государства и помогли в разрешении целого ряда проблемных вопросов. Такая практика может стать регулярной, считает Анна Гусарова.

При этом важно помнить, что сотрудничество с государственным сектором – это не помеха независимости, а напротив – одно из достойных проявлений такой независимости, полезное для обеих сторон и для всего общества.

В целом, развитие современных гражданских институтов (НПО, СМИ, политических партий, профсоюзов и пр.) и поощрение социальной активности служат катализатором устойчивого развития страны и создает гарантии экономических и политических прав и свобод граждан.

Конец прошлого века открыл новые перспективы для некоммерческих организаций многих стран мира. В четырех частях Великобритании были подписаны генеральные соглашения-договоры между некоммерческим сектором и правительством. Потребность в системном понимании и формировании взаимоотношений между правительством и организациями третьего сектора была осознана в Канаде, Эстонии, Гане, Хорватии и др., а также в крупных международных организациях – ООН, Евросоюзе. Во многих странах сотрудничество между государством и третьим сектором в настоящий момент стремительно развивается и переходит в новое измерение. Для поддержки этого развития необходимо создать основу для сотрудничества.

Обычно лучший способ выразить назревшие в обществе перемены – это подготовить и принять договор как национальный документ, создающий базу для адекватных взаимоотношений между двумя секторами.

В Казахстане гражданское общество может превратиться в реально действующий канал связи казахстанцев с органами власти, посредством которого будут удовлетворяться запросы людей о насущных социальных проблемах и средствах их решения, осуществляться контроль за деятельностью государственного аппарата в рамках правового поля.

###

Стенограмма экспертного обсуждения

Список участников

Презентации спикеров:

Гульбара Султанова «Взаимодействие с неправительственными организациями»

Анна Гусарова «ГО в Казахстане: перезагрузка 2.0»

По всем вопросам обращайтесь: Алмас Садыков, +7 701 6136622, 6136622@gmail.com

FacebookVKGoogle+