Информационная политика Казахстана

Новые глобальные и локальные вызовы требуют перезагрузки информационной политики в стране. Информационная политика должна отражать интересы казахстанцев, гражданского общества, республиканских и региональных органов власти, государственных организаций и бизнеса. В чем должна заключаться новая информационная политика государства? Какая концепция будет воспринимается обществом, бизнесом, медийным сообществом? Каковы новые регламенты и вызовы для развития журналистики и новых СМИ в Казахстане? Какие возможности имеются и необходимы в контексте устойчивого развития и задач по модернизации страны? В Алматы прошло экспертное обсуждение аналитической группы «Кипр» и Фонда Сорос-Казахстан «Информационная политика Казахстана в новых условиях».

Создание уполномоченного госоргана в сфере информации и коммуникаций стало ответом государства на наличие системных проблем и ошибок в информационной политике государства – это в том числе неэффективная реализация госзаказа, информационное сопровождение и разъяснительная работа по реализуемым госпрограммам и реформам, ужесточение условий работы СМИ, отсутствие каналов обратной связи и т.д.

Вполне логичным на этом фоне было ожидание разработки Концепции информационной политики государства. В сентябре 2016 года Министерство информации и коммуникаций РК опубликовало для обсуждения Концепцию к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций». Публикация и открытое обсуждение концепции и проекта закона – важный шаг к открытости и готовности нового ведомства к диалогу с профессиональным и экспертным сообществом. Но эффект от принятия изменений в отдельно взятый закон без осмысления и четкой формулировки концептуальных основ самой информационной политики государства будет ограниченным.

Привычный (регулирующий, административный и технический) характер нововведений не сработает и не позволит реализовать долгосрочные задачи конкурентоспособности страны. Проблемы в коммуникациях между государством, властью, обществом и бизнесом будут воспроизводиться на новом уровне.

Руководитель АГ «Кипр» Ерлан Смайлов подчеркивает, что коммуникации призваны служить системному реальному взаимодействию государства и общества, с разработанными действенными каналами двусторонней связи, площадками, доступным языком, мессиджами, содержанием, ориентацией на жизненные потребности разных аудиторий казахстанцев. Такой подход отвечает поставленным задачам по модернизации и устойчивому развитию страны, сохранению общественного согласия, соответствует потребностям общества и способствует минимизации рисков и угроз в информационной сфере.

Государственная информационная политика, по словам Ерлана Смайлова, по своей сути должна отражать и учитывать интересы граждан и гражданского сектора, в т.ч. неправительственных организаций, республиканских и региональных органов власти, государственных организаций и бизнеса. К примеру, в Финляндии информационное общество строится на развитии и использовании возможностей для улучшения качества жизни, знаний, международной конкурентоспособности и взаимодействия образцовым, универсальным и устойчивым способом. Цель Финского информационного общества – в увеличении благосостояния и предложения рабочих мест и увеличении дохода; обеспечении равных возможностей для приобретения и управления информацией и для развития знаний; улучшении условий для предпринимательства; улучшении безопасности и защиты индивидуальных данных и статуса потребителя; облегчении неравенства между регионами и др. Область применения российской концепции – конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формированию Единого информационного пространства России и ее вхождению в мировое информационное сообщество. В Греции Общая правительственная стратегия Информационного общества основана на принципах равных возможностей и доступа для всех, создании среды, которая является способствующей предпринимательству и инновациям, защиты личных свобод и демократических институтов.

Президент Казахстанского Пресс-клуба Асель Караулова среди положительных трендов развития государственных коммуникаций называет следующие: усиление понимания значимости коммуникаций на всех уровнях и внимание к этому вопросу, открытость нового министерства и министра, готовность к сотрудничеству, создание рабочих групп, развитие коммуникаций в социальных сетях, персонификация коммуникаций, развитие региональных коммуникаций, работа с населением и поиск креативных подходов. В то же время актуальны и негативные тренды: отсутствие cтратегического подхода к госинформполитике, коммуникационные ошибки, недоверие к госпроектам и госинициативам, неподготовленность чиновников к работе в «реальных» условиях, коммуникационная отрасль остается непрозрачной, СМИ не в рыночном поле, контроль контента, не эффективная форма госзаказа, слабые казахстанские медиабренды и заказная журналистика, отсутствие двусторонней связи и эффективных каналов коммуникаций, влияние российского информационного поля.

По мнению социолога, докторанта ЕНУ им. Л. Гумилева Серика Бейсембаева, ключевая проблема казахстанской государственной информационной политики в отношении молодежи заключается в том, что она чрезмерна концентрирована на пропаганде госидеологии и достижений органов власти. При этом задачи, связанные с проведением разъяснительных и консультативных работ среди молодежи, остаются без должного внимания. Также серьезным недостатком является отсутствие регулярной системы обратной связи, позволяющей отслеживать ситуации в молодежной среде. При реализации госинформполитики слабо учитывается текущая динамика медиапотребления и медиапривычек казахстанского населения. Особенно это касается молодежи, для которых традиционные СМИ перестали быть доминирующими каналами информации. «В молодежном сегменте на сегодняшний день существует неравный доступ к информации, поставляемой госорганами. Молодежь малых городов и сел гораздо менее информированы о возможностях, предлагаемых различными государственными программами и инициативами», — констатирует Серик Бейсембаев.

###

Презентации спикеров:

АГ «Кипр». Актуальность разработки новой информационной политики Казахстана

Асель Караулова. Ключевые тренды развития государственных коммуникаций

Серик Бейсембаев. Информполитика и молодежь в Казахстане

###

Стенограмма экспертного обсуждения

FacebookVKGoogle+